Железняк игорь николаевич

ЖЕЛЕЗНЯК ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ


Бесплатная юридическая консультация:

в реестре Адвокатской палаты г. Москвы:

Член МКА «Межрегион» с 2001 года

Адвокатский стаж с 2000 года

Общий юридический стаж с 1999 года

В 2000 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности юриспруденция.


Бесплатная юридическая консультация:

Оглавление:

В 1983 году окончил МГИУ (Московский индустриальный университет) по специальности инженер-электромеханик.

Кв алифицированный юрист в области хозяйственного, гражданского и корпоративного права.

А двокат обеспечивает комплексное юридическое обслуживание предприятий и организаций различных форм собственности (правовое обеспечение бизнеса), а также оказывает отдельные юридические услуги, в том числе:

· разрешение экономических, финансовых и налоговых споров (арбитраж);

· правовая защита граждан в любых судебных инстанциях;

· анализ, экспертиза и подготовка сделок (договоров);


Бесплатная юридическая консультация:

· разработка зачетных, обеспечительных и иных финансово-экономических схем;

· защита и признание права собственности на землю и иную недвижимость (предприятия, жилые и нежилые помещения), а также других вещных прав, включая аренду;

· подготовка документов для ведения реестра акционеров в акционерных обществах, а также разрешение конфликтных ситуаций между акционерами, участниками обществ с ограниченной ответственностью;

· консультации по любым вопросам законодательства РФ.

За время адвокатской практики адвокат успешно провел множество арбитражных и гражданских процессов. Обеспечивал правовую защиту и комплексное юридическое сопровождение бизнеса коммерческих структур.


Бесплатная юридическая консультация:

Почетная грамота Адвокатской палаты г. Москвы за высокое профессиональное мастерство в деле защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц.

Почетная грамота Гильдии российских адвокатов за успешную работу по оказанию квалифицированной юридической помощи и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Грамота МКА «Межрегион» за высокое профессиональное мастерство, большой вклад в работу по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам.

Участие в юридических сообществах:

Источник: http://www.collegium.ru/our_people/lawyers/zhelizniak-igor-nik/


Бесплатная юридическая консультация:

Адвокат Железняк Игорь Николаевич

Цены на основные услуги адвоката Железняк Игорь Николаевич

Цены на подготовку процессуальных документов адвоката Железняк Игорь Николаевич

Цены на судебную защиту по различным категориям дел адвоката Железняк Игорь Николаевич

Участие по гражданским делам во 2, 3 инстанциях

Услуги по гражданским делам в апелляционной инстанции

Защита адвокатом по гражданским делам в кассационной инстанции

Услуги по гражданским делам в надзорной инстанции

Основные услуги адвоката Железняк Игорь Николаевич

Отзывы о Железняк Игорь Николаевич

Задайте вопрос официальному представителю портала vse-advokaty

Вопрос-ответ

Вопрос: Подготовка иска

Здравствуйте, можете помочь составить иск в суд?

Здравствуйте Александр! Можете воспользоваться услугами специалистов юридической группы "МИП". Запись по телефону-30-60.


Бесплатная юридическая консультация:

Вопрос: ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ С КЛАДБИЩА В ЕВРОСОЮЗЕ

ЗАПАДНОЕВРОПЕСКИЕ ВЛАСТИ НЕ ДАЮТ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ С КЛАДБИЩА В ЕВРОСОЮЗЕ КТО СРЕДИ АДВОКАТОВ МОСКВЫ МОЖЕТ ЗАНЯТЬСЯ ЭТИМ ДЕЛОМ ОТВЕТ НА МОЮ ПОЧТУ с уважением Евгений 7 июля 2017

Здравствуйте Евгений! Вы можете обратиться на консультацию к Петровой Ольге Олеговне.

Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Железняк Игорь Николаевич

Диссертацияруб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Железняк Игорь Николаевич. Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.09 / Железняк Игорь Николаевич; [Место защиты: Байкал. гос. ун-т экономики и права].- Иркутск, 2008.- 180 с.: ил. РГБ ОД,/649

Содержание к диссертации


Бесплатная юридическая консультация:

Глава 1. Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности как правовой институт 11

1. Понятие и сущность института полномочий в деятельности государственных органов 11

2. Понятие и сущность полномочий субъектов оперативно розыскной деятельности органов внутренних дел 27

Глава 2. Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел 48

1. Понятие и сущность прав субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел 48

Бесплатная юридическая консультация:

2. Обеспечение права на неприкосновенность частной жизни при осуществлении органами внутренних дел оперативно-розыскной деятельности 80

3. Обязанности субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел 111

4. Социальная и правовая защита должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 136

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования и степень ее научной разработанности.


Бесплатная юридическая консультация:

Проблемы сохраняющегося в России роста преступности, повышения уровня ее организованности и усиления профессиональной составляющей ставят перед государством и его компетентными органами задачу совершенствования форм и методов адекватного противодействия криминальным проявлениям. В таком виде, по мнению отдельных авторов, преступность представляет угрозу существованию самого государства.

Исследования показывают, что правоохранительные органы осуществляют отдельные попытки стабилизировать криминогенную ситуацию, однако издержки законодательного и прикладного характера не позволяют оказать значительного влияния на существующее положение.

В этих условиях в правоохранительных органах, в том числе, и в органах внутренних дел, как никогда выросла потребность в наличии соответствующего оперативной обстановке законодательства и специалистов, способных решать поставленные государством задачи по борьбе с преступностью на высокопрофессиональном уровне. По этому поводу Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов».

Общеизвестно, что центральным звеном правовой основы оперативно-розыскной деятельности выступает ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД).

Присутствие в нем системных проблем и необходимость существенного изменения норм оперативно-розыскного законодательства весьма наглядно продемонстрирована в трудах многих ученых в области оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД). Отдельные авторы упоминают в работах и недостатки, связанные с регулированием прав и обязанностей должностных лиц субъектов ОРД. Однако на протяжении более чем сорока последних лет комплексному научному анализу полномочия субъектов ОРД не подвергались.


Бесплатная юридическая консультация:

По единодушному мнению ученых и правоприменителей, действующие оперативно-розыскное законодательство и подзаконные акты, в том числе, и в этой части не в полной мере отвечает современным потребностям практики борьбы с преступностью и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, поэтому тема диссертационного исследования представляется актуальной и заслуживает тщательного рассмотрения.

В юридической литературе существуют различные подходы к законодательному регулированию рассматриваемой деятельности. Наиболее устоявшейся считается система такого регулирования посредством издания специальных законодательных актов – Законов «Об оперативно-розыскной деятельности», а также включения отдельных нормативных правовых положений в иные законодательные и подзаконные акты. Используя эту традиционную схему, автор сделал попытку достигнуть целей исследования посредством решения ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач законодательного и теоретико-прикладного характера.

Основными целями диссертационного исследования выступают системный анализ законодательных и ведомственных предписаний относительно полномочий субъектов ОРД органов внутренних дел и выработка рекомендаций по их совершенствованию. Соответственно, указанные цели могут быть достигнуты путем решения следующих задач:

– обобщения и систематизации законодательных и подзаконных предписаний в сфере осуществления полномочий субъектами ОРД органов внутренних дел;

– вычленения пробелов в законодательных и иных нормах, касающихся прав и обязанностей указанных субъектов;


Бесплатная юридическая консультация:

– выявления пробелов в законодательных и подзаконных нормах, касающихся правовой и социальной защиты должностных лиц субъектов ОРД органов внутренних дел;

– поиска путей совершенствования указанных нормативных правовых положений;

– выработки предложений и рекомендаций по оптимизации отмеченных законодательных и подзаконных предписаний, а также практики реализации полномочий субъектами ОРД органов внутренних дел.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной и ведомственной регламентацией полномочий субъектов ОРД органов внутренних дел и практическим использованием правовых норм в указанной сфере.

Предметом исследования выступают закономерности создания законодательных и подзаконных норм, касающихся полномочий субъектов ОРД, и их использования в правоприменительной практике органов внутренних дел.


Бесплатная юридическая консультация:

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и частно-научные методы изучения социально правовых явлений. Кроме того, в работе использовались такие социологические приемы, как контент-анализ, интервьюирование сотрудников правоохранительных органов, а также метод экспертных оценок. Для достижения объективности результатов исследования данные методы применялись комплексно.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что впервые на монографическом уровне с учетом отечественной и зарубежной практики нормативной регламентации полномочий субъектов ОРД комплексно исследованы проблемы их законодательного и ведомственного регулирования, а также практической реализации в Российской Федерации.

Проведен сравнительно-правовой анализ соответствующих норм профильных законодательных актов России, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Украины, выявлены пробелы правового регулирования, определены типичные ошибки и предложены характеризующиеся единством внутренней взаимосвязи конкретные рекомендации по совершенствованию законодательных предписаний в исследуемой сфере правоохранительной деятельности.

Правовая основа исследования.

При написании диссертации автор основывался на положениях Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законов России и иных государств, ранее входивших в состав СССР, а также отдельных подзаконных нормативных правовых актов.


Бесплатная юридическая консультация:

Теоретической основой диссертационного исследования явились научные труды по ОРД, филологии, теории государства и права, конституционному, уголовному праву и некоторым другим отраслям научного знания.

Эмпирическую базу работы составили результаты социологического исследования – опроса и экспертных оценок должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (214 чел.), изучения материалов 80 уголовных дел, возбужденных по результатам ОРД или имевших оперативное сопровождение, а также данных статистики и результатов судебной практики в Сибирском федеральном округе.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изложенные в диссертации обобщения теоретического и эмпирического материала, положения, выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы в следующих направлениях:

– в научно-исследовательской деятельности – для развития общей теории ОРД и решения на теоретическом уровне проблем организации и тактики работы, связанной с осуществлением полномочий в отмеченной сфере;


Бесплатная юридическая консультация:

– в ходе правотворческой деятельности – по совершенствованию действующего законодательства;

– в учебном процессе – при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий по предметам «Оперативно-розыскная деятельность», «Основы оперативно-розыскной деятельности», а также для подготовки учебно-методических материалов по указанным дисциплинам и соответствующим спецкурсам;

– в практической работе оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, – с целью повышения эффективности реализации полномочий их должностными лицами.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Определение понятия «субъекты оперативно-розыскной деятельности», согласно которому таковыми являются государственный орган, оперативное подразделение или должностное лицо, обладающие полномочиями по осуществлению ОРД.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Полномочия органов, осуществляющих ОРД – совокупность определенных законом прав и обязанностей, позволяющих данным органам эффективно решать поставленные перед ними задачи.

3. С целью совершенствования оперативно-розыскной практики предлагается дополнить положения ч.1 ст.15 ФЗ об ОРД следующими правами:

– истребовать безвозмездно, собирать и изучать документы и данные, характеризующие деятельность юридических лиц, образ жизни физических лиц, источник и размеры их доходов;

– получать безвозмездно от юридических или физических лиц и использовать для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию с соблюдением требований по неразглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.

4. Для устранения различного толкования нормы, зафиксированной в п.1 ч.1 ст.15 ФЗ об ОРД, предлагается изменить указанную формулировку следующим образом: «Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, прерывать предоставление услуг связи».


Бесплатная юридическая консультация:

5. Для совершенствования предписаний, содержащихся в ч.2 и 3 ст.15 ФЗ об ОРД, предлагается в законодательных актах об органах, в составе которых имеются оперативные подразделения (ФСБ, милиции и т.п.), дать перечень этих подразделений либо в удостоверениях сотрудников данных подразделений, наряду с их наименованием, в обязательном порядке указывать, что подразделение является оперативным.

6. Существуют три законодательно закрепленных режима обеспечения сохранности сведений, составляющих профессиональную тайну:

– запрет на ознакомление с информацией, составляющей профессиональную тайну, для любых органов, должностных и иных лиц (адвокатская тайна, тайна исповеди);

– разрешение на ознакомление с указанной информацией для правоохранительных органов по уголовным, гражданским и арбитражным делам, находящимся в их производстве (банковская тайна, врачебная тайна, тайна нотариального действия);

– разрешение на ознакомление с данной информацией для оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с налоговыми преступлениями (банковская тайна).


Бесплатная юридическая консультация:

7. Для повышения эффективности деятельности оперативных подразделений, соблюдения баланса интересов общества и личности в борьбе с преступностью следует распространить процедуру получения судебного решения на ОРМ «наведение справок» в случае, если оно будет затрагивать неприкосновенность банковской тайны, врачебной тайны, тайны нотариального действия.

Одновременно следует в ФЗ об ОРД включить самостоятельную статью «Сбор, хранение и использование информации о частной жизни граждан».

8. Кроме положений-обязанностей, зафиксированных в ст.14 ФЗ об ОРД, существуют не описанные в законе, но являющиеся профессиональным стандартом качества-обязанности, необходимые должностному лицу оперативного подразделения для правомерного и эффективного осуществления ОРД.

9. С целью законодательного закрепления полномочий руководителей оперативных подразделений предлагается сформулировать их в соответствующей статье ФЗ об ОРД.

Апробация результатов исследования. Представленная к защите диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России. Ее основные положения, выводы и рекомендации изложены на 3 международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, г.), в Вестнике Томского государственного университета и в двух работах учебно-методического характера.


Бесплатная юридическая консультация:

Ряд выводов, предложений и рекомендаций, изложенных в исследовании, опубликованы в юридической литературе: в статьях вузовских научных сборников и учебно-практических пособиях общим объемом 4.0 п.л. Участие автора в научно-практических конференциях позволило изложить ряд положений в порядке обсуждения.

Структура и объем диссертации. Диссертация построена с учетом целей и задач исследования, обеспечивающих логическую последовательность изложения его хода и результатов, и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений на 180 листах.

Понятие и сущность института полномочий в деятельности государственных органов

Исследование же более специального вида полномочий (права некоторых правоохранительных органов), по мнению диссертанта, невозможно без отсутствия понимания аспектов базовой основы прав и обязанностей (по дедуктивному принципу от общего к частному).

Хотя закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ уже само по себе является гарантией их исполнения, все же сами конституционные гарантии нуждаются в разработанном и эффективном механизме их реализации. Несистематизированное принятие нормативных правовых актов, отсутствие озабоченности законодателя в создании отлаженного механизма их реализации приводит, как правило, к плачевным результатам. Декларируемая норма в таком случае — какой бы прогрессивной и эффективной она ни казалась — проявляется лишь на бумаге, а стало быть, цель, ради которой она принималась, так и остается не достигнутой.

Брокгауз . и Эфрон конституционные гарантии трактуют как определения закона, образующие составную часть Конституции, которые ограждают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны. В более узком значении под конституционными гарантиями понимаются юридические средства реализации и защиты гражданами своих прав.


Бесплатная юридическая консультация:

Используемый в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ термин «гарантируется», по нашему мнению, более весом, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов.

Конструкции конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии: например, «гарантируется свобода массовой информации» (ч.5 ст.29), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч.1 ст.39); другие — в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например «право частной собственности охраняется законом» (ч.1 ст.35), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч.1 ст.38).

В целях максимальной охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Теоретики условно подразделяют конституционные гарантии на две группы — общие и специальные (гарантии правосудия). Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, они называют конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относят: - конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод; - судебную защиту прав и свобод; - законную самозащиту человеком своих прав и свобод; - административно-правовую защиту прав и свобод; - международную защиту прав и свобод. К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия)-относят: - гарантию подсудности; - право на юридическую помощь; - презумпцию невиновности; - запрет повторного осуждения за одно и то же преступление; - недействительность незаконно полученных доказательств; - право на пересмотр приговора; - гарантию от самообвинения; - права потерпевших; - запрет обратной силы закона. Как видно, большая часть специальных конституционных гарантий лежит в области уголовно-процессуального права.

Толкование в этом смысле конституционной нормы ч. 1 ст. 17 приводит к следующим выводам. Формулировка «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина» означает, что гражданин имеет возможность защитить свои права всеми не запрещенными законом средствами, в том числе и в суде (ст. 11 ГК РФ) в рамках гражданского судопроизводства.

В этом смысле представляется интересной сентенция Данте Алигьери, согласно которой: «Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно. ».1


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Эта гарантия конкретизируется в ст.46-54 Конституции РФ и обеспечивает конституционное регулирование защиты прав, и свобод человека и гражданина посредством правомерных действий государства (в частности, специализированных органов, действующих от имени государства, — судов).

Толкование ч.1 ст.45 Конституции РФ часто встречается в судебной практике. Например, прослеживается системная связь следующих конституционных норм: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется (ч.1 ст.45); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (чЛ ст.46); решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46).

Понятие и сущность полномочий субъектов оперативно розыскной деятельности органов внутренних дел

Идеальным же было бы в законодательных актах об органах, в составе которых имеются оперативные подразделения (о ФСБ, о милиции и т.п.), дать перечень этих подразделений (а это значит, что он станет доступным любому гражданину) либо в удостоверениях сотрудников данных подразделений, наряду с их наименованием, в обязательном порядке указывать, что это подразделение является оперативным.

Из предшествующей нормы в определенной мере вытекает и положение, сформулированное в ч.З рассматриваемой статьи, согласно которому неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В данном случае принятие решения о привлечении сотрудника к установленной законом ответственности опять, же упирается в рассмотренную выше проблему установления законности предъявленных должностным лицом требований при осуществлении ОРД и отнесения данного лица к категории должностного, представляющего то или иное оперативное подразделение.

Для того чтобы в целом уяснить уровень законодательной регламентации прав органов, осуществляющих ОРД, в российском законодательстве, представляется полезным проанализировать предписания аналогичных статей оперативно-розыскного законодательства некоторых государств, ранее входивших в состав СССР, полностью воспроизведя соответствующие нормы законодательных актов.

Аналогичные нормы содержатся в ст.23 Закона РФ «О милиции». Например, нормы ст.7, регламентирующие права субъектов ОРД в профильном законе Азербайджанской Республики, одновременно сходны с аналогичными нормами российского закона и отличны от них. Статья 7. Права субъектов оперативно-розыскной деятельности (1) Субъекты оперативно-розыскной деятельности при непосредственном исполнении своих полномочий имеют следующие права: 1) осуществлять в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона, оперативно-розыскные меры гласным и негласным способом; 2) сотрудничать в компенсируемом или безвозмездном порядке с лицами, согласившимися при соблюдении секретности помогать субъектам ОРД; 3) создавать информационную систему для обеспечения оперативно-розыскной деятельности и пользоваться ею; 4) пользоваться во время оперативно-розыскной деятельности на основании договора или устной договоренности жилыми и нежилыми зданиями и помещениями, транспортными средствами и другим имуществом физических и юридических лиц; 5) создавать в целях конспирации вымышленное учреждение, предприятие или организацию (юридическое лицо), использовать в этих целях документы, скрывающие личность уполномоченных лиц субъектов оперативно-розыскной деятельности, ведомственной принадлежности отделов, организаций, зданий и транспортных средств этих органов, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами с соблюдением секретности.

В ходе анализа этих норм следует обратить внимание на включенное в первую фразу статьи словосочетание при непосредственном исполнении своих полномочий. Это словосочетание подчеркивает, что использовать свои права органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут исключительно при непосредственном исполнении своих полномочий.

Другое отличие мы обнаруживаем в п.1, согласно которому субъектам ОРД законодателем предоставлено право осуществлять в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона, оперативно-розыскные меры гласным и негласным способом. Во-первых, в исследуемой норме отмечается, что субъектам ОРД предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные меры в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона. Во-вторых, здесь же отмечается право применять указанные меры гласным и негласным способом. И если в первом случае ссылка на необходимость осуществлять оперативно-розыскные меры в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона, представляется абсолютно правомерной, то во втором - свидетельствует о дублировании положений ч.1 ст.З рассматриваемого закона, согласно которой одним из принципов ОРД является сочетание гласных и негласных методов работы.

Следующее отличие проявляется в п.2, в соответствии с которым субъектам ОРД предоставляется право сотрудничать в компенсируемом или безвозмездном порядке с лицами, согласившимися при соблюдении секретности помогать субъектам ОРД. В этой формулировке следует обратить внимание на два момента. Во-первых, законодатель использует вместо возмездного (как в базовом законе) компенсируемый порядок сотрудничества. При этом определить, является ли компенсация аналогом возмездности, посредством исследования данной нормы не представляется возможным. Во-вторых, в качестве обязательного условия сотрудничества с лицами, согласившимися помогать субъектам ОРД, законодатель выставляет соблюдение секретности со стороны указанных лиц. На наш взгляд, при буквальном толковании рассматриваемого положения оно сужает круг лиц, желающих содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и поэтому его, так же как и предыдущее отличие, следует относить к пробелам. Не идеальным, по нашему мнению, выглядит право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, создавать информационную систему для обеспечения ОРД и пользоваться ею. С одной стороны, норма предполагает создание и использование единой информационной системы, что при существенном отличии функций разных субъектов ОРД вряд ли позволит им эффективно решать поставленные задачи, с другой - полагаем неоправданным использование в сфере ОРД только указанной системы, ограничивая тем самым возможности по добыванию оперативно значимых сведений, содержащихся в многочисленных информационных системах иных министерств и ведомств. Остальные положения, отличаясь от российских по форме, тем не менее идентичны им по содержанию, а потому не подвергаются нами анализу. Права субъектов оперативно-розыскной деятельности Республики Беларусь, помещенные в ст.9 профильного закона, существенно и в лучшую сторону отличаются как от предшествующих, так и российских положений.

Обеспечение права на неприкосновенность частной жизни при осуществлении органами внутренних дел оперативно-розыскной деятельности

Сведения, составляющие врачебную тайну, являются одной из самых важных сторон частной жизни человека. Без доверительных отношений между врачом и пациентом невозможно продуктивное, лечение, - и этому способствует обязанность врача блюсти тайну обратившегося к нему человека.

Исторически сложилось так, что врач должен хранить тайну больного. В клятве Гиппократа есть слова: «Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайною»4.

В некоторых научных работах высказывается мнение, что термин «врачебная тайна» не отражает его сути. «Правильнее было бы говорить о «медицинской тайне», потому что если помощь оказывается в лечебно-профилактическом учреждении, то обязанность обеспечить тайну несет это учреждение, а помощь вне учреждения (на улице, в общественном транспорте, дома) может быть оказана не только врачом, но и иным медицинским работником. В связи с этим желательно внести терминологическое уточнение в текст закона», - считает М.Н. Малеина.1 Все-таки, думается, не стоит отказываться от старого термина. В пользу сохранения термина «врачебной тайны» можно привести следующие доводы: - он исторически сложился и применяется в других государствах; - связан не с профессией - «врач», а с видом деятельности — «врачеванием», термин «медицинская тайна» не конкретен.2

В содержание врачебной тайны входят: «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении» (ст. 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»3 (далее в этом разделе — «основы законодательства»).

К числу иных сведений, полученных при обследовании и лечении, ряд исследователей относят информацию об интимной и семейной жизни пациента, а также охраняемые другие тайны личности (о завещании, о банковских вкладах) и т.п.4, т.е. не только сведения медицинского характера, но и любые иные, отражающие те или иные стороны частной жизни человека.

В клятве врача, которая закреплена в ст. 60 «Основ законодательства», содержится обязанность соблюдения врачебной тайны: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: . быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну. ».

Кроме врача обязанность соблюдения врачебной тайны возложена согласно ст. 61. «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» на любое лицо, которому она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Что касается срока врачебной тайны, то единого мнения здесь нет. Одни считают, что врачебная тайна абсолютна и не подлежит разглашению и после смерти человека. Нам представляется более правильной другая точка зрения, согласно которой все сведения о болезни, семейной и интимной жизни умершего остаются объектом медицинской тайны с целью обеспечения охраны его доброго имени и репутации родственников, однако возможно раскрытие отдельных сведений, если это вызвано интересами родных, близких, наследников умершего.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную (ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или уголовную ответственность (специальной нормы нет, но есть общая ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни») в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Врачебная тайна возникла и долгое время существовала как абсолютная, не знавшая никаких исключений. В настоящее время ситуация изменилась и врачебная тайна может быть разглашена без согласия гражданина или его законного представителя (ст. 61 «Основ законодательства»): 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему, для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; 6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе.

Следует отметить, на практике в некоторых случаях складывается такая ситуация, что доступ .к сведениям, составляющим врачебную тайну, возможен со стороны третьих лиц и не возможен со стороны самого пациента, например, если лицо страдает психическими расстройствами Это, на наш взгляд, противоречит сущности права человека на врачебную тайну.

Таким образом, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не предоставлена возможность получения сведений, составляющих врачебную тайну. Но вполне возможно, что данная ситуация изменится, и право получать информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну (или по крайней мере часть их (например, только медицинские) будет предоставлено как органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, так и, например, адвокатуре. Данные вопросы уже обсуждаются в юридической литературе

Социальная и правовая защита должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Полномочия органов, осуществляющих ОРД, по нашему мнению, неотделимы от социальных и правовых обязательств и гарантий для их должностных лиц со стороны государства. По уже апробированной нами схеме исследования мы сначала в этой части проанализируем предписания российского законодателя, а затем сравним с ними положения профильных законодательных актов государств, ранее входивших в состав СССР.

Как видно из названия анализируемой статьи, законодатель закрепляет два блока мер в зависимости от сферы реализации норм: блок социальной и блок правовой защиты.

Следует отметить, что указанные институты в отечественной правовой литературе разработаны недостаточно полно.

Социальная защита как теоретическая модель стала рассматриваться западными учеными в XIX — XX веках как средство реализации мер борьбы с преступностью. В результате стали вводиться такие термины, как «опасное состояние личности», «меры безопасности», «новая социальная защита».

Понятие «правовая защита» как философско-нравственная и культурная категория также мало исследовано в области конкретного знания в отечественной теории и практике правоотношений.

В общепринятом понимании социальная защита — это комплекс различных льгот и средств материального и иного стимулирования, связанного с привилегиями в бытовом, медицинском обеспечении, а также государственным страхованием жизни, здоровья и имущества, досрочного пенсионного обеспечения и т.п.1 Являясь функцией государства, она предусматривает: реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти (включая оперативно-розыскные органы) и органами местного самоуправления; совершенствование механизма и институтов социальной защиты должностных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующие характеру ОРД и ее роли в борьбе с преступностью.

Правовая защита также является функцией государства и включает в себя систему норм законодательных актов разного уровня, предназначенных обеспечить правовое поле (которое связано с правовой защитой свобод и прав человека как субъекта определенных правоотношений), гарантирующее физическую, имущественную и иную защиту должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (а также членов их семей, близких), при исполнении или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.2

Исходя из такого понимания социальной и правовой защиты, мы рассмотрим касающиеся их положения, содержащиеся в ст. 16 ФЗ об ОРД.

Согласно ч.1 рассматриваемой статьи «на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят».

Меры социальной защиты определены в соответствующих законах Российской Федерации («Об органах Федеральной службы безопасности», «О милиции» и т.п.) и ведомственных нормативных правовых актах (например, выплата из средств соответствующего бюджета семье погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника и лицам, находящимся на его иждивении, единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания и т.д.).

Нормы, относящиеся к правовой защите рассматриваемых лиц, содержатся в различных отраслях права (например, ст.317, 319,320 УК РФ и ДР-) К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, следует отнести положения Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в п.5 ст.2 которого к сотрудникам, подлежащим государственной защите, отнесены «лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность».

При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью согласно ст.З рассматриваемого нормативного правового акта и иными законами защищаемым лицам обеспечиваются следующие виды государственной защиты: 1) применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц,, а также обеспечение сохранности их имущества; 2) применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе, повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; 3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Источник: http://www.dslib.net/kriminal-process/polnomochija-subektov-operativno-rozysknoj-dejatelnosti-organov-vnutrennih-del.html

Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.09, кандидат юридических наук Железняк, Игорь Николаевич

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Железняк, Игорь Николаевич

Глава 1. Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности как правовой институт.

§ 1. Понятие и сущность института полномочий в деятельности государственных органов.

§2. Понятие и сущность полномочий субъектов оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел.

Глава 2. Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

§ 1. Понятие и сущность прав субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

§2. Обеспечение права на неприкосновенность частной жизни при осуществлении органами внутренних дел оперативно-розыскной деятельности.

§3. Обязанности субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

§4. Социальная и правовая защита должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел"

Актуальность темы диссертационного исследования и степень ее научной разработанности.

Проблемы сохраняющегося в России роста преступности , повышения уровня ее организованности и усиления профессиональной составляющей ставят перед государством и его компетентными органами задачу совершенствования форм и методов адекватного противодействия криминальным проявлениям. В таком виде, по мнению отдельных авторов, преступность представляет угрозу существованию самого государства.

Исследования показывают, что правоохранительные органы осуществляют отдельные попытки стабилизировать криминогенную ситуацию, однако издержки законодательного и прикладного характера не позволяют оказать значительного влияния на существующее положение.

В этих условиях в правоохранительных органах, в том числе, и в органах внутренних дел, как никогда выросла потребность в наличии соответствующего оперативной обстановке законодательства и специалистов, способных решать поставленные государством задачи по борьбе с преступностью на высокопрофессиональном уровне. По этому поводу Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: « Организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов »1.

Общеизвестно, что центральным звеном правовой основы оперативно-розыскной деятельности выступает ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД ).

Присутствие в нем системных проблем и необходимость существенного изменения норм оперативно-розыскного законодательства весьма наглядно продемонстрирована в трудах многих ученых в области

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. — 2005. — 26 апр. оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Отдельные авторы упоминают в работах и недостатки, связанные с регулированием прав и обязанностей должностных лиц субъектов ОРД. Однако на протяжении более чем сорока последних лет комплексному научному анализу полномочия субъектов ОРД не подвергались.

По единодушному мнению ученых и правоприменителей , действующие оперативно-розыскное законодательство и подзаконные акты, в том числе, и в этой части не в полной мере отвечает современным потребностям практики борьбы с преступностью и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, поэтому тема диссертационного исследования представляется актуальной и заслуживает тщательного рассмотрения.

В юридической литературе существуют различные подходы к законодательному регулированию рассматриваемой деятельности. Наиболее устоявшейся считается система такого регулирования посредством издания специальных законодательных актов - Законов «Об оперативно-розыскной деятельности»1, а также включения отдельных нормативных правовых положений в иные законодательные и подзаконные акты. Используя эту традиционную схему, автор сделал попытку достигнуть целей исследования посредством решения ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач законодательного и теоретико-прикладного характера.

Основными целями диссертационного исследования выступают системный анализ законодательных и ведомственных предписаний относительно полномочий субъектов ОРД органов внутренних дел и выработка рекомендаций по их совершенствованию. Соответственно, указанные цели могут быть достигнуты путем решения следующих задач:

1 Примером тому служат изученные нами законодательные акты Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Украины.

- обобщения и систематизации законодательных и подзаконных предписаний в сфере осуществления полномочий субъектами ОРД органов внутренних дел;

- вычленения пробелов в законодательных и иных нормах, касающихся прав и обязанностей указанных субъектов;

- выявления пробелов в законодательных и подзаконных нормах, касающихся правовой и социальной защиты должностных лиц субъектов ОРД органов внутренних дел; 1

- поиска путей совершенствования указанных нормативных правовых положений;

- выработки предложений и рекомендаций по оптимизации отмеченных законодательных и подзаконных предписаний, а также практики реализации полномочий субъектами ОРД органов внутренних дел.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной и ведомственной регламентацией полномочий субъектов ОРД органов внутренних дел и практическим использованием правовых норм в указанной сфере.

Предметом исследования выступают закономерности создания законодательных и подзаконных норм, касающихся полномочий субъектов ОРД, и их использования в правоприменительной практике органов внутренних дел.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и частно-научные методы изучения социально правовых явлений. Кроме того, в работе использовались такие социологические приемы, как контент-анализ, интервьюирование сотрудников правоохранительных органов, а также метод экспертных оценок. Для достижения объективности результатов исследования данные методы применялись комплексно.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что впервые на монографическом уровне с учетом отечественной и зарубежной практики нормативной регламентации полномочий субъектов ОРД комплексно исследованы проблемы их законодательного и ведомственного регулирования, а также практической реализации в Российской Федерации.

Проведен сравнительно-правовой анализ соответствующих норм профильных законодательных актов России, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Украины, выявлены пробелы правового регулирования, определены типичные ошибки и предложены характеризующиеся единством внутренней взаимосвязи конкретные рекомендации по совершенствованию законодательных предписаний в исследуемой сфере правоохранительной деятельности.

Правовая основа исследования.

При написании диссертации автор основывался на положениях Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законов России и иных государств, ранее входивших в состав СССР , а также отдельных подзаконных нормативных правовых актов.

Теоретической основой диссертационного исследования явились научные труды по ОРД, филологии, теории государства и права, конституционному , уголовному праву и некоторым другим отраслям научного знания.

Эмпирическую базу работы составили результаты социологического исследования - опроса и экспертных оценок должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (214 чел.), изучения материалов 80 уголовных дел, возбужденных по результатам ОРД или имевших оперативное сопровождение, а также данных статистики и результатов судебной практики в Сибирском федеральном округе.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изложенные в диссертации обобщения теоретического и эмпирического материала, положения, выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы в следующих направлениях:

- в научно-исследовательской деятельности - для развития общей теории ОРД и решения на теоретическом уровне проблем организации и тактики работы, связанной с осуществлением полномочий в отмеченной сфере; в ходе правотворческой деятельности — по совершенствованию действующего законодательства;

- в учебном процессе — при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий по предметам «Оперативно-розыскная деятельность», «Основы оперативно-розыскной деятельности», а также для подготовки учебно-методических материалов по указанным дисциплинам и соответствующим спецкурсам; в практической работе оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, — с целью повышения эффективности реализации полномочий их должностными лицами.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Определение понятия «субъекты оперативно-розыскной деятельности», согласно которому таковыми являются государственный орган," оперативное подразделение или должностное лицо, обладающие полномочиями по осуществлению ОРД.

2. Полномочия органов, осуществляющих ОРД — совокупность определенных законом прав и обязанностей, позволяющих данным органам эффективно решать поставленные перед ними задачи.

3. С целью совершенствования оперативно-розыскной практики предлагается дополнить положения ч.1 ст. 15 ФЗ об ОРД следующими правами:

- истребовать безвозмездно, собирать и изучать документы и данные, характеризующие деятельность юридических лиц, образ жизни физических лиц, источник и размеры их доходов; получать безвозмездно от юридических или физических лиц и использовать для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию с соблюдением требований по неразглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.

4. Для устранения различного толкования нормы, зафиксированной в п.1 4.1 ст.15 ФЗ об ОРД, предлагается изменить указанную формулировку следующим образом: «Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, .прерывать, предоставление услуг связи».

5. Для совершенствования предписаний, содержащихся в ч.2 и 3 ст.15 ФЗ об ОРД, предлагается в законодательных актах об органах, в составе которых имеются оперативные подразделения ( ФСБ , милиции и т.п.), дать перечень этих подразделений либо в удостоверениях сотрудников данных подразделений, наряду с их наименованием, в обязательном порядке указывать, что подразделение является оперативным.

6. Существуют три законодательно закрепленных режима обеспечения сохранности сведений, составляющих профессиональную тайну : запрет на ознакомление с информацией, составляющей профессиональную тайну, для любых органов, должностных и иных лиц ( адвокатская тайна, тайна исповеди);

- разрешение на ознакомление с указанной информацией для правоохранительных органов по уголовным, гражданским и арбитражным делам, находящимся в их производстве (банковская тайна , врачебная тайна, тайна нотариального действия);

- разрешение на ознакомление с данной информацией для оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с налоговыми преступлениями (банковская тайна).

7. Для повышения эффективности деятельности оперативных подразделений, соблюдения баланса интересов общества и личности в борьбе с преступностью следует распространить процедуру получения судебного решения на ОРМ « наведение справок » в случае, если оно будет затрагивать неприкосновенность банковской тайны, врачебной тайны, тайны нотариального действия.

Одновременно следует в ФЗ об ОРД включить самостоятельную статью «Сбор, хранение и использование информации о частной жизни граждан ».

8. Кроме положений-обязанностей, зафиксированных в ст. 14 ФЗ об ОРД, существуют не описанные в законе, но являющиеся профессиональным стандартом качества-обязанности, необходимые должностному лицу оперативного подразделения для правомерного и эффективного осуществления ОРД.

9. С целью законодательного закрепления полномочий руководителей оперативных подразделений предлагается сформулировать их в соответствующей статье ФЗ об ОРД.

Апробация результатов исследования. Представленная к защите диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России. Ее основные положения, выводы и рекомендации изложены на трех международных научно-практических конференциях « Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе » (Красноярск, г.), в « Вестнике Томского государственного университета » и в двух работах учебно-методического характера.

Ряд выводов, предложений и рекомендаций, изложенных в исследовании, опубликованы в юридической литературе: в статьях вузовских научных сборников и учебно-практических пособиях общим объемом 4.0 п.л. Участие автора в научно-практических конференциях позволило изложить ряд положений в порядке обсуждения.

Структура и объем диссертации. Диссертация построена с учетом целей и задач исследования, обеспечивающих логическую последовательность изложения его хода и результатов, и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений на 180 листах.

Заключение диссертации по теме "Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность", Железняк, Игорь Николаевич

Исследование проблем законодательного и подзаконного регулирования полномочий субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, возможностей их практической реализации позволило сделать некоторые выводы и предложить следующие рекомендации.

1. Субъекты оперативно-розыскной деятельности - государственный орган, оперативное подразделение или должностное лицо, обладающие полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

2. Правомочие является предусмотренной законом возможностью участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения. Сущность правомочий заключается в неотъемлемости прав от обязанностей .

3. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность - совокупность определенных законом прав и обязанностей, позволяющих данным органам эффективно решать задачи оперативно-розыскной деятельности.

4. Анализ терминов, дефиниций, норм законодательных актов и мнений ученых, позволил обнаружить следующие взаимосвязи: полномочия - совокупность прав и обязанностей, компетенция - круг полномочий . Таким образом, можно судить, что содержание компетенции и полномочий по существу близки друг другу.

5. Содержание прав органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сформулированных в 4.1 ст. 15 ФЗ об ОРД , в целом соответствует требованиям правоприменительной практики.

6. В целях совершенствования оперативно-розыскной практики предлагается дополнить положения ч.1 ст. 15 ФЗ об ОРД следующими правами: истребовать безвозмездно, собирать и изучать документы и данные, характеризующие деятельность юридических лиц, образ жизни физических лиц, источник и размеры их доходов; получать безвозмездно от юридических или физических лиц и использовать для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию с соблюдением требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.

7. Для устранения различного толкования нормы, зафиксированной в п.1 ч.1 ст. 15 ФЗ об ОРД, мы предлагаем изменить указанную формулировку следующим, образом: «Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, прерывать предоставление услуг связи».

8. Для совершенствования предписаний , содержащихся в ч.2 и 3 ст. 15 ФЗ об ОРД, предлагается в законодательных актах об органах, в составе которых имеются оперативные подразделения (о ФСБ , о милиции и т.п.), дать перечень этих подразделений либо в удостоверениях сотрудников данных подразделений, наряду с их наименованием, в обязательном порядке указывать, что это подразделение является оперативным.

9. Частная жизнь - относительно обособленная от общества сфера жизни человека, включающая внутренний мир человека, его мысли, чувства, желания, образ поведения человека при отсутствии социальных контактов, а также . межличностные отношения, регулируемые нормами морали и нравственности, способ осуществления которых выбирается самим человеком; доступ к этим отношениям со стороны посторонних защищен как самим человеком, так и государством.

10. Существуют три законодательно закрепленных режима обеспечения сохранности сведений, составляющих профессиональную тайну : запрет на ознакомление с информацией, составляющей профессиональную тайну, для любых органов, должностных и иных лиц (адвокатская тайна , тайна исповеди); разрешение на ознакомление с информацией для правоохранительных органов по уголовным, гражданским и арбитражным делам, находящимся в их производстве (банковская тайна, врачебная тайна, тайна нотариального действия); разрешение на ознакомление с информацией для оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с налоговыми преступлениями (банковская тайна).

11. Для повышения эффективности деятельности оперативных подразделений в борьбе с преступностью следует распространить процедуру получения судебного решения на такое мероприятие, как « наведение справок », в случае если наведение справок будет затрагивать неприкосновенность банковской тайны, врачебной тайны, тайны нотариального действия.

Одновременно следует в ФЗ об ОРД включить самостоятельную статью «Сбор, хранение и использование информации о частной жизни граждан ».

12. Обязанности указанных подразделений вытекают из сущности целей и задач ОРД и в основном корреспондируются с основаниями проведения ОРМ .

13. Исследование положений, касающихся обязанностей субъектов ОРД различных государств, показывает, что в их регламентации законодатели проявили удивительное единодушие, сформулировав весьма похожие по форме и содержанию нормативные предписания , тем не менее, не являющиеся образцом юридической техники.

14. Кроме положений-обязанностей, зафиксированных в ст.14 ФЗ об ОРД, существуют не описанные в законе, но являющиеся профессиональным стандартом качества-обязанности, необходимые должностному лицу оперативного подразделения для правомерного и эффективного осуществления ОРД.

15. Для качественного исполнения своих обязанностей руководители оперативных подразделений и их сотрудники должны обладать достаточными возможностями в области профессионального совершенствования.

16. С целью совершенствования законодательного закрепления полномочий руководителей оперативных подразделений предлагается сформулировать их в соответствующей статье ФЗ об ОРД.

17. Социальная защита - это комплекс различных льгот и средств материального и иного стимулирования, связанного с привилегиями в бытовом, медицинском обеспечении, а также государственным страхованием жизни, здоровья и имущества , досрочного пенсионного обеспечения и т.п.

18. Правовая защита субъектов ОРД включает в себя систему норм законодательных актов разного уровня, предназначенных обеспечить физическую, имущественную и иную защиту должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (а также членов их семей, близких), при исполнении или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

19. К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, следует отнести положения Федерального закона «О государственной защите судей , должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

20. Существующую систему обеспечения безопасности должностных лиц оперативных подразделений и их близких диссертант оценивает как не соответствующую потребностям цивилизованного общества.

21. С целью предотвращения фактов неправомерного привлечения к уголовной ответственности лиц, внедряемых в преступные формирования, следует зафиксировать в Уголовном кодексе Российской Федерации положение, освобождающее от уголовной ответственности таких лиц при вынужденном причинении ими вреда правоохраняемым интересам в связи с правомерным выполнением своего служебного или общественного долга.

На наш взгляд, даже частичная реализация сделанных предложений и рекомендаций послужит решению одной из центральных задач деятельности правоохранительных органов - борьбы с преступностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Железняк, Игорь Николаевич, 2008 год

1. Гражданский кодекс РФ : Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 5. - Ст. 410.

2. Кодекс профессиональной этики адвоката : принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 г. // Российская газета. 2005.5 октября.

3. Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ // Российская газета. 2001. — 31 декабря.

4. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2002 года № 63-Ф3 // Российская газета. — 2002.5 июня.

5. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 6. - Ст. 492.

6. Об информации, информационных технологиях, и защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. - № 31 (ч.1). - Ст. 3448.

7. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. №(ред. от 02.07.1992 г. №3181-1) // СПС Консультант Плюс.

8. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12.08.1995 г. №144-ФЗ (ред. от 02.12.2005 г. № 150-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.

9. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Азербайджанской Республики от 28 октября 1999 г.

10. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г.

11. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г.

12. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Кыргызской Республики от 5 октября 1998 г.

13. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Таджикистан от 23 мая 1998 г.

14. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Туркменистана от 23 сентября 1994 г.

15. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Украины от 18 февраля 1992 г.

16. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера : Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. №188 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 10. - Ст. 1127.

17. О мерах реализации Федерального закона «О государственной защите судей , должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» : приказ МВД России от 20 декабря 1995 г. № 483 (в ред. приказа МВД России от 12.08.2004 г. № 506).

18. О милиции : Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991.-№ 16.-Ст. 503.

19. О милиции : Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №(ред. от 18.12.2006 г. № 232-Ф3) // СПС Консультант Плюс.

20. О персональных данных : Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. - № 31 (ч.1). -Ст. 3451.

21. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : Закон РФ от 2 июля 1992 г. №//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 33. - Ст. 1913.

22. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан : утв. ВС РФ 22.07.1993 г. №// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Суда РФ. 1993. - № 33. - Ст. 1318.

23. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : утв. ВС РФ 11.02.1993 г. №// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. -№ Ю. - Ст. 357.

24. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : Федеральный закон от 15.07.1995г. №103-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. - № 29. - Ст. 2759.

25. Положение о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации : утв. приказом МВД России от 30 июня 1994 г. № 221.

26. Уголовно-исполнительный кодекс РФ : Федеральный закон от 8.01.1997 г. №1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 2. -Ст. 198.

27. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : Федеральный закон 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. - 22 декабря.

28. Уголовный кодекс РФ : Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 25. - Ст. 2954.

29. Уголовный кодекс Республики Беларусь. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.

30. Монографии, учебная и справочная литература

31. Акулова , М.Ю. Уголовно-правовая охрана права на неприкосновенность частной жизни : монография / М.Ю.Акулова, А.Н.Попов. Красноярск : Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Красноярске, 2004.

32. Большая Российская энциклопедия. Издание гг. Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/search.xml. О 2001 Russ Portal Company Ltd.t

33. Венгеров , А.Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А.Б.Венгеров. 3-е изд. - М.: Юриспруденция , 2000.

34. Гармаев , Ю.П. Пределы прав и полномочий адвоката в уголовном судопроизводстве и типичные правонарушения / Ю.П. Гармаев. Иркутск: ИПКПР ГП РФ, 2004. - С.46.

35. Данте, А. Монархия / А.Данте. М., 1999.

36. Денисов, Р.И. Административный надзор в сфере дорожного движения / Р.И.Денисов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981.

37. Егоров , Ю.Н. Право и мораль в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Ю.Н.Егоров, Н.Ю.Жигалов. — Иркутск: ВосточноСибирский институт МВД России, 2005.

38. Ефремов, A.M. Обеспечение прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности : монография / А.М.Ефремов. — Иркутск: ВосточноСибирский институт МВД России, 2000.

39. Клебанов, J1.P. Уголовно-правовая охрана коммерческой, налоговой и банковской тайны / Л.Р.Клебанов. — М.: Издательство « Юрлитинформ », 2006.

40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. проф. Т.Е.Абовой, А.Ю. Кабалкина . М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2002.

41. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с постатейным приложением нормативных правовых актов и документов / авт.-сост. проф. А.Ю.Шумилов. 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004.

42. Комментарий к Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», ( постатейный ) / под ред. Ю.П.Дубягина, О.П.Дубягиной, Е.А.Михайлычева. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

43. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И.Кондаков. 2-е изд., испр. и доп. - М, 1976.

44. Коренев , А.П. Административное право России : учебник / А.П.Коренев. М.: МЮИ МВД России.

45. Кутафин , O.E. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации / О.Е.Кутафин. М.: Юристъ , 2004.

46. Лукашов , В.А. Вопросы организации деятельности аппаратов уголовного розыска / В.А.Лукашов. М.: ВНИИ МВД СССР , 1969 .

47. Малеина , М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление защита / М.Н.Малеина. М., 2000.

48. Манохин , В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В.М.Манохин. М.: Юристъ, 1997.

49. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М.: Русский язык, 2000.

50. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие / под ред. А.Е.Чечетина. 2-е изд., доп. и перераб. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2005.

51. Павлов, A.C. Курс церковного права / А.С.Павлов. СПб.: Издательство «Лань», 2002.

52. Петрухин , И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства / И.Л.Петрухин. — М.: Юрид . лит., 1989.

53. Права человека: проблемы и перспективы / отв. ред. Е.А.Лукашова. М., 1990.

54. Романовский, Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни / Г.Б.Романовский. М.: МЗ-Пресс, 2001.

55. Словарь Брокгауза и Эфрона. — М: ACT, 1998.

56. Словарь Ушакова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/library.nsf/ushakov/

57. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

58. Тарсуков , K.M. Правовые и организационно-методические основы агентурной работы службы уголовного розыска: монография / K.M. Тарсуков. М.: МА МВД России, 2000.

59. Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. М.: Норма, 2006.

60. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. М.: ИНФРА-М, 2007.

61. Токалов, Т.Б. Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью / Т.Б. Токалов : монография. М.: ВивидАрт, 2007.

62. Толковый словарь русского языка:слов и фразеологических выражений / Российская АН : Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотипное -М.: АЗЪ, 1996.

63. Тосунян , Г.А. Банковское право Российской Федерации. Общая часть : учебник / Г.А.Тосунян, А.Ю.Викулин, А.М.Экмалян ; под общ. ред. акад. Б.Н.Топорнина. -М.: Юристъ, 2003.

64. У полицейских тоже есть права / сост. Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация « Гражданский контроль ». Серия « Права человека ». СПб., 2004.

65. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий /под ред. И.Н.Зубова, В.В.Николюка. М.: Спарк, 1999.

66. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : учебное пособие / под ред. А.Е.Чечетина. 8-е изд., перераб. и доп. — М.:ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

67. Фомин, A.B. Преступные сообщества / А.В.Фомин. М.: ГУП ММПЦ, 1999.

68. Харитонов, А.Н. Государственный контроль над преступностью (теоретические и правовые проблемы) : монография / А.Н.Харитонов. -Омск: Юридический институт МВД России, 1997.

69. Черемных , Г.Г. Нотариальное право : учебник / Г.Г.Черемных, И.Г.Черемных ; под ред. Ю.А.Дмитриева. -М.: Изд-во Эксмо, 2004.

70. Чечетин , А.Е. Опыт борьбы с организованной преступностью в США : учебное пособие / А.Е.Чечетин, Е.В.Буряков. — Омск: Юридический институт МВД России, 1998.

71. Шумилов, А.Ю. Оперативно-розыскная энциклопедия /* А.Ю.Шумилов. М.: Изд-ль И.ИШумилова., 2004.

72. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1997.

73. Юридический словарь / под ред. В.Е. Крутских . — М., 2001.

74. Юридический словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/library.nsf/lower/

75. Статьи в юридической прессе

76. Ария, С. Об адвокатской тайне / С.Ария //Российская юстиция. 1997. —2.

77. Астахов, П.А. Защита чести и достоинства при производстве по уголовному делу / П.А.Астахов //Уголовный процесс. 2005. - № 9.

78. Бараева, О. Усиление уголовно-правовой защиты банковской тайны в современной России / О.Бараева //Уголовное право. — 2004. — № 3.

79. Бахрах , Д.Н. Общий административный надзор / Д.Н.Бахрах // Государство и право. — 1993. — № 2.

80. Буряков, Е.В. Проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / Е.В. Буряков // Полицейское право. 2005. - № 1.

81. Викулин , А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования / А.Ю.Викулин // Государство и право. 1998. - № 7.

82. Гармаев , Ю.П. Конфиденциальность свидания адвоката с клиентом: каковы ее пределы? / Ю.П.Гармаев, В.С.Раднаев //Журнал российского права. -2001.-№6.

83. Гизатуллин, Ф. О режиме банковской тайны / Ф.Гизатуллин // Хозяйство и право. 2004. - № 9.

84. Глашев , A.A. Некоторые практические вопросы защиты адвокатской тайны. Практика международных судов / А.А.Глашев //« Черные дыры » в российском законодательстве. 2006. - № 1.

85. Голубев, С. Банковская тайна как предмет уголовно-правовой и иной правовой охраны / С.Голубев //Уголовное право. — 2003. № 1.

86. Гончаров, Д. О банковской и коммерческой тайне / Д.Гончаров // Законность . 2000. - № 1.

87. Деменева, А. Врачебная тайна от самого пациента / А.Деменева // Правозащитник .. - № 2.

88. Елинский , В.И. Проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / В.И.Елинский // Оперативник (сыщик). 2006. — № 2 (7).

89. Зинина, У. Федеральный закон « О персональных данных » : принципы регулирования и механизмы реализации / У.Зинина // Хозяйство и право. — 2007.-№3.

90. Козина, С. Банковская тайна и прокурорский надзор / С.Козина. // Законность. 2000. - № 9.

91. Коломиец, А. Адвокатская тайна. Некоторые проблемы правового регулирования и правоприменения /А.Коломиец //Хозяйство и право. — 2005. -№ 1.

92. Короткова, П.Е. Все, что Вы скажете с этого момента, не может быть обращено против Вас / П.Е.Короткова // Адвокатская практика. — 2007. — № 1.

93. Кучерена , А. Адвокатская тайна / А.Кучерена // Законность. 2003. — № 2.

94. Луговик, В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью / В.Ф.Луговик // Полицейское право. — 2005. — № 1.

95. Махник, О.П. Конституционное право на личную и семейную тайну . Врачебная тайна / О.П.Махник // Конституционное и муниципальное право. — 2006.-№8.

96. Махник, О.П. Ответственность за нарушение врачебной тайны / О.П.Махник // Юрист . 2005. - № 8.

97. Петрухин, И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) / И.Л.Петрухин // Государство и право. — 1999. — № 1.

98. Пилипенко, Ю. Гарантии сохранения адвокатской тайны / Ю.Пилипенко // Хозяйство и право. 2006. - № 8.

99. Практика уголовного сыска : науч.-практ. сборник / под ред. А.И.Алексеева. -М.: Лига Разум, 1999.

100. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией : сборник научных трудов. Вып.2 / науч. ред. А.Л.Репецкая. Иркутск: БГУЭП , 2004.

101. Проблемы формирования уголовно-разыскного права (оперативно-разыскная теория и практика в государствах — участниках Содружества Независимых Государств) : вневедомств. сборник научных работ / под ред. А.Ю.Шумилова. Вып.6. М., 2003.

102. Пугачев, Е.В. О целесообразности законодательного закрепления использования изъятия в оперативно-розыскной деятельности / Е.В.Пугачев // Оперативно-розыскная работа. — 2007. № 3.

103. Сапожников, Н. Правовой режим банковской тайны / Н.Сапожников // Законность. 2001. - № 7.

104. Скобликов , П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования / П.Скобликов // Российская юстиция . 1997. - № 11.

105. Соколова, О. Доступ к банковской тайне / О.Соколова // Законность. -2004.-№8.

106. Соловьев , И.Н. О получении информации сотрудниками органов внутренних дел / И.Н.Соловьев, В.Г.Волков // Налоговый вестник. 2005. — № 1.

107. Сурков, К.В. Проект Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» / К.В.Сурков. Электронный ресурс. 2007.

108. Трунов, И. Адвокатская тайна / И.Трунов, Л.Трунова // Российская юстиция. 2001. - № 5.

109. Трунов , И.Л. Соблюдение адвокатской тайны с позиции защиты прав граждан / И.Л.Трунов, Л.К.Трунова // Журнал российского права. 2002. - № 8.

110. Улицкий, С. Правовые аспекты врачебной тайны / С.Улицкий // Законность. 2006. - № 9.

111. Цыденова, О.Г. Адвокатская тайна как процессуальная гарантия оказания квалифицированной юридической помощи / О.Г.Цыденова // « Черные дыры » в российском законодательстве. — 2006. — № 4.

112. Чечетин, А.Е. Полицейское право на ограничение тайны связи / А.Е.Чечетин // Полицейское право. 2005. - №1.

113. Чуркин, A.B. О правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвоката во время конфиденциального свидания сподзащитным в условиях следственного изолятора либо ИВС / А.В.Чуркин // Адвокат . 2006. - № 2.

114. Диссертации и авторефераты диссертаций

115. Ахрамович, А.П. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : дис. . .канд. юрид. наук / А.П.Ахрамович. М., 1997.

116. Безруких, Р.К. Основы организации оперативно-розыскной деятельности горрайорганов внутренних дел : дис. .канд. юрид. наук / Р.К.Безруких. М., 1972.

117. Васьковская , Е.В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: дис. канд. юрид. наук / Е.В .Васьковская. — Иркутск: БГУЭП, 2005.

118. Герасименко, А.П. Сотрудничество аппаратов уголовного розыска с гласными внештатными работниками милиции при решении задач борьбы с преступностью : дис. .канд. юрид. наук/ А.П.Герасименко. — М., 1989.

119. Емельянов, Б.М. Правовые и организационно-тактические основы работы аппаратов уголовного розыска органов внутренних дел на транспорте и пути ее совершенствования : дис. .канд. юрид. наук / Б.М.Емельянов. — М., 1986.

120. Ефремов, A.M. Организационно-тактические вопросы оперативной работы аппаратов уголовного розыска органов внутренних дел сельской местности : дис. .канд. юрид. наук/ А.М.Ефремов. -М., 1987.

121. Железняк, Н.С. Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел : дис. . .докт. юрид. наук / Н.С.Железняк. М., 2002.

122. Кириллов, О.П. Организация и пути совершенствования работы аппаратов уголовного розыска по борьбе с преступностью: дис. .канд. юрид. наук / О.П.Кириллов. М., 1984.

123. Коледа, М.П. Деятельность уголовного розыска горрайорганов внутренних дел по формированию негласного аппарата: дис. .канд. юрид. наук / М.П. Коледа. М., 1990.

124. Семенов, A.B. Оперативная работа по борьбе с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: дис. .канд. юрид. наук1. А.В.Семенов.-М., 1988.

125. Эльбердова , Ф.З. Меры административного пресечения в деятельности Госавтоинспекции : дис. . канд. юрид. наук / Ф.З.Эльбердова. -М., 1998.1. Судебная практикаt

126. Определение ВС РФ от 26.01.2006 г. по заявлению ОАО «В-Сибпромтранс» — Красноярск: ГУВД Красноярского края МВД России, 2005. -ГД№С. 1.

127. Ежегодный отчет Ф 1-К ГУВД по КК о составе кадров ОВД : приложение №1 к приказу МВД России от 16.07.02 г. №679.

128. Хэлфорд против Великобритании (24 EHRR 523).

Источник: http://www.dissercat.com/content/polnomochiya-subektov-operativno-rozysknoi-deyatelnosti-organov-vnutrennikh-del