Закон о запрещении курения

Где нельзя курить? Наказание за курение: штраф или беседа с полицейским


Бесплатная юридическая консультация:

«Одесская жизнь», отвечая на вопросы наших читателей, разъясняет тему курения в общественных местах. В каких местах общего пользования курить можно, и в каких это запрещает законодательство?

Оглавление:

И, самое актуальное, как этот вопрос решается на практике?

Вопрос читателя: «Какая ответственность предусмотрена законом за курение в подъездах многоквартирных домов, на площадках между этажами, ступеньках и т.д.?

Н.И. Мироненко, г. Киев»

Где запрещает курить закон?

В соответствии со ст. 13 ЗУ «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» от 22.09.2005 г.. № 2899-IV запрещается курение табачных изделий, а также электронных сигарет и кальянов:


Бесплатная юридическая консультация:

  • в лифтах и таксофонах;
  • в помещениях и на территории учреждений здравоохранения;
  • в помещениях и на территории учебных заведений;
  • на детских площадках;
  • в помещениях и на территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и учреждений физической культуры и спорта;
  • в подъездах жилых домов;
  • в подземных переходах;
  • в транспорте общего пользования, используемого для перевозки пассажиров
  • в помещениях заведений ресторанного хозяйства;
  • в помещениях объектов культурного назначения;
  • в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
  • на стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств.

Какое наказание за курение в неположенном месте?

Кодексом Украины об административных правонарушениях за курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета, – предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или наложения штрафа от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 51 до 170 гривен. Если лицо, которое уже подвергалось административному взысканию, совершит повторно запрещенные законом действия в течение года, то на него может быть наложен штраф от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 гривен).

Как полиция ловит курильщиков?

Как правило недовольные граждане пишут коллективное заявление в районный отдел полиции или звонят по номеру 102. Каждое сообщение, поступившее в дежурную часть, регистрируется. Соответственно, дежурный участковый или экипаж патрульной полиции, который находится ближе всего к месту совершения правонарушения выезжает по адресу и, если нарушитель оказался на месте – устанавливает его личность и составляет административный протокол. Если же на месте нарушителя уже нет, полицейский пишет мотивированный рапорт.

На следующий день информацию о звонке получает тот участковый офицер полиции, который обслуживает эту территорию. Он должен прийти по адресу, с которого поступил звонок. Получив более подробную информацию от граждан о месте и времени совершения противоправного деяния, участковый выезжает туда в предполагаемое время и фиксирует факт совершения административного правонарушения.

Где чаще всего нарушают закон о курении?


Бесплатная юридическая консультация:

Наиболее распространенные места, где совершаются правонарушения: остановочные комплекты, дворы многоквартирных домов, территории около заведений общепита и магазинов (например, супермаркетов).

Кто чаще всего нарушает закон о курении?

Возраст лиц, которые совершают правонарушение: в основном это граждане от 25 до 35 лет. Если правонарушение совершено несовершеннолетним, вопросом об их ответственности занимаются работники ювенальной превенции полиции.

Сколько нарушителей наказала полиция?

Статистика: по данным Главного управления Национальной полиции в Одесской области за 2016 год составлено 2198 протоколов из них 1316 в Одессе (4 подразделения); по состоянию на 1 ноября 2017 года по Одесской области составлено 9506 протоколов из них 3005 в Одессе. Как видим, количество лиц, привлеченных к ответственности за курение в общественных местах в 2017 году увеличилось на 77% по области и на 43% по городу по сравнению с 2016 годом.


Бесплатная юридическая консультация:

Владимир Цвигун, заместитель начальника Приморского райотдела полиции:

– Проблема привлечения лиц к ответственности за курение в общественных местах состоит в том, что пока патрульная полиция или участковый выедут на место совершения административного правонарушения злоумышленника на месте уже может не оказаться. В случаях, когда гражданин курит не первый раз (например, во дворе или возле магазина) важное значение будет иметь фиксация на видео факта совершения правонарушения. Чаще мерой взыскания является предупреждение и профилактическая беседа, но, если гражданин агрессивно себя ведет или грубит и не реагирует на предупреждение, а также совершает правонарушение повторно, на него накладывается взыскание в виде административного штрафа.

Источник: http://odessa-life.od.ua/article/8720-gde-nelzya-kurit-nakazanie-za-kurenie-shtraf-ili-beseda-s-policeyskim

О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про внесення змін до деяких законів України щодо вдосконалення окремих положень про обмеження місць куріння тютюнових виробів

Верховна Рада України постановляє:

I. Внести зміни до таких законів України:


Бесплатная юридическая консультация:

1) у статті 15 2 :

частину другу викласти в такій редакції:

2) частини третю - восьму виключити;

3) абзац десятий частини другої статті 17 виключити.

частини другу і третю викласти в такій редакції:


Бесплатная юридическая консультация:

"Забороняється куріння тютюнових виробів, а також електронних сигарет і кальянів:

1) у ліфтах і таксофонах;

2) у приміщеннях та на території закладів охорони здоров'я;

3) у приміщеннях та на території навчальних закладів;

4) на дитячих майданчиках;

5) у приміщеннях та на території спортивних і фізкультурно-оздоровчих споруд та закладів фізичної культури і спорту;


Бесплатная юридическая консультация:

6) у під'їздах житлових будинків;

7) у підземних переходах;

8) у транспорті загального користування, що використовується для перевезення пасажирів;

9) у приміщеннях закладів ресторанного господарства;

10) у приміщеннях об'єктів культурного призначення;

Бесплатная юридическая консультация:

11) у приміщеннях органів державної влади та органів місцевого самоврядування, інших державних установ;

12) на стаціонарно обладнаних зупинках маршрутних транспортних засобів.

Забороняється, крім спеціально відведених для цього місць, куріння тютюнових виробів:

1) у приміщеннях підприємств, установ та організацій усіх форм власності;

2) у приміщеннях готелів та аналогічних засобів розміщення громадян;


Бесплатная юридическая консультация:

3) у приміщеннях гуртожитків;

4) в аеропортах та на вокзалах";

частину шосту виключити;

частину сьому викласти в такій редакції:

"Власник, уповноважені ним особи або орендарі відповідних споруд чи окремих приміщень зобов'язані відвести спеціальні місця для куріння, сумарна площа яких не має перевищувати 10 відсотків загальної площі відповідної споруди чи приміщення, обладнані витяжною вентиляцією чи іншими засобами для видалення тютюнового диму, а також розмістити інформацію, передбачену частиною п'ятою цієї статті";


Бесплатная юридическая консультация:

частину восьму виключити;

2) абзаци одинадцятий і дванадцятий частини другої статті 20 викласти в такій редакції:

"розміщення попільничок або куріння у приміщеннях закладів ресторанного господарства - від однієї тисячі гривень до десяти тисяч гривень;

невідведення спеціальних місць для куріння, необладнання їх витяжною вентиляцією чи іншими засобами для видалення тютюнового диму, нерозміщення інформації, передбаченої частиною п'ятою статті 13 цього Закону, - від однієї тисячі гривень до десяти тисяч гривень".

II. Цей Закон набирає чинності через шість місяців з дня його опублікування, крім абзацу восьмого підпункту 1 пункту 2 розділу I цього Закону, який набирає чинності з дня, наступного за днем опублікування цього Закону.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T124844.html

Очистка и фильтрация воздуха в домах, офисах, гостиницах, ресторанах и на промышленных предприятиях Украины. Компания TRION.

Закон о запрете на курение в общественных местах Украина.

ЗАКОН УКРАЇНИ Про внесення змін до деяких законів України щодо вдосконалення окремих положень про обмеження місць куріння тютюнових виробів

Верховна Рада України постановляє :I. Внести зміни до таких законів України:1. У Законі України "Про державне регулювання виробництва і обігу спирту етилового, коньячного і плодового, алкогольних напоїв та тютюнових виробів" (Відомості Верховної Ради України, 1995 р., № 46, ст. 345 із наступними змінами):1) у статті 152:частину другу викласти в такій редакції:"Обмеження щодо споживання тютюнових виробів і відповідальність за їх порушення встановлюються Законом України "Про заходи щодо попередження та зменшення вживання тютюнових виробів і їх шкідливого впливу на здоров'я населення";2) частини третю - восьму виключити;3) абзац десятий частини другої статті 17 виключити.2. У Законі України "Про заходи щодо попередження та зменшення вживання тютюнових виробів і їх шкідливого впливу на здоров'я населення" (Відомості Верховної Ради України, 2005 р., № 52, ст. 565; 2009 р., № 49, ст. 730; 2010 р., № 11, ст. 111):1) у статті 13:частини другу і третю викласти в такій редакції:"Забороняється куріння тютюнових виробів, а також електронних сигарет і кальянів:1) у ліфтах і таксофонах;2) у приміщеннях та на території закладів охорони здоров'я;3) у приміщеннях та на території навчальних закладів;4) на дитячих майданчиках;5) у приміщеннях та на території спортивних і фізкультурно-оздоровчих споруд та закладів фізичної культури і спорту;6) у під'їздах житлових будинків;7) у підземних переходах;8) у транспорті загального користування, що використовується для перевезення пасажирів;9) у приміщеннях закладів ресторанного господарства;10) у приміщеннях об'єктів культурного призначення;11) у приміщеннях органів державної влади та органів місцевого самоврядування, інших державних установ;12) на стаціонарно обладнаних зупинках маршрутних транспортних засобів.Забороняється, крім спеціально відведених для цього місць, куріння тютюнових виробів:1) у приміщеннях підприємств, установ та організацій усіх форм власності;2) у приміщеннях готелів та аналогічних засобів розміщення громадян;3) у приміщеннях гуртожитків;4) в аеропортах та на вокзалах";частину шосту виключити;частину сьому викласти в такій редакції:"Власник, уповноважені ним особи або орендарі відповідних споруд чи окремих приміщень зобов'язані відвести спеціальні місця для куріння, сумарна площа яких не має перевищувати 10 відсотків загальної площі відповідної споруди чи приміщення, обладнані витяжною вентиляцією чи іншими засобами для видалення тютюнового диму, а також розмістити інформацію, передбачену частиною п'ятою цієї статті";частину восьму виключити;2) абзаци одинадцятий і дванадцятий частини другої статті 20 викласти в такій редакції:"розміщення попільничок або куріння у приміщеннях закладів ресторанного господарства - від однієї тисячі гривень до десяти тисяч гривень;невідведення спеціальних місць для куріння, необладнання їх витяжною вентиляцією чи іншими засобами для видалення тютюнового диму, нерозміщення інформації, передбаченої частиною п'ятою статті 13 цього Закону, - від однієї тисячі гривень до десяти тисяч гривень".II. Цей Закон набирає чинності через шість місяців з дня його опублікування, крім абзацу восьмого підпункту 1 пункту 2 розділу I цього Закону, який набирає чинності з дня, наступного за днем опублікування цього Закону.

Президент України В.ЯНУКОВИЧм. Київ24 травня 2012 року № 4844-VI

Источник: http://www.trion.in.ua/law_on_smoking.html


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон о запрете курения

Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире. Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

Вам будет интересно: ФЗ о торговле по ссылке:

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.


Бесплатная юридическая консультация:

Последние поправки

В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

  • В общественных местах (местах массового скопления людей);
  • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
  • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
  • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
  • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
  • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
  • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
  • На территории детских площадок и общественных пляжей;
  • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
  • Находясь за рулем транспортного средства;
  • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
  • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.

Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.


Бесплатная юридическая консультация:

Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

  • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
  • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
  • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и для родителей;
  • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

Источник: http://lawlinks.ru/zakon-o-zaprete-kureniya/

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    История документа

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА


Бесплатная юридическая консультация:

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе

1. Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;


Бесплатная юридическая консультация:

3) последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) табачные изделия — продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья;

6) табачная продукция — табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку;

7) сигарета — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного табачного листа в качестве сырьевого материала, обернутого сигаретной бумагой;


Бесплатная юридическая консультация:

8) папироса — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного табачного листа в качестве сырьевого материала и мундштука в виде свертка мундштучной бумаги, обернутого папиросной (сигаретной) бумагой, соединенной бесклеевым зубчатым швом;

9) табак — растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum и Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья;

10) реклама и стимулирование продажи табака — любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

11) спонсорство табака — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

12) незаконная торговля — любой запрещенный настоящим законом вид практики или поведения, который имеет отношение к производству, отправке, получению, владению, распределению, продаже или приобретению, включая любой вид практики или поведения, имеющий целью способствовать такой деятельности;


Бесплатная юридическая консультация:

13) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через Государственную границу Луганской Народной Республики табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего закона к табачным организациям приравниваются физические лица - предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через Государственную границу Луганской Народной Республики табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем законе в значениях, определенных законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Луганской Народной Республики и состоит из настоящего закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;


Бесплатная юридическая консультация:

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических лиц - предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Луганской Народной Республики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе физических лиц - предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу физического лица - предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

4) координация деятельности органов исполнительной власти Луганской Народной Республики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

5) организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) международное сотрудничество Луганской Народной Республики, включая заключение международных договоров Луганской Народной Республики, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Луганской Народной Республики, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях соответствующих территориальных громад;

2) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующей территориальной громады, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 7. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с физическими лицами - предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 8. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) получение в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у физических лиц - предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

3) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

5) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе физическими лицами - предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 9. Права и обязанности физических лиц-предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака физические лица - предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака физические лица - предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными физическими лицами - предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 10. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

6) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

7) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Статья 11. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных настоящей статьей):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на воздушных судах при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, аэропортов, а также в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, аэропортов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах (пиронах), используемых для посадки и высадки пассажиров при их перевозках на всех видах общественного транспорта;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами Луганской Народной Республики гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Советом Министров Луганской Народной Республики исполнительным органом государственной власти по согласованию с исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Советом Министров Луганской Народной Республики исполнительным органом государственной власти.

6. Органы государственной власти Луганской Народной Республики и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 12. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с налоговым законодательством Луганской Народной Республики, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

Статья 13. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о техническом регулировании.

Статья 14. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", теле-, радиовещания и наружной рекламы.

5. Органами государственной власти Луганской Народной Республики может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе физических лиц - предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами местного самоуправления для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующих территориальных громад, подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

Статья 15. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о рекламе.

Статья 16. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через Государственную границу Луганской Народной Республики табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через Государственную границу Луганской Народной Республики табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через Государственную границу Луганской Народной Республики табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Исполнительный орган государственной власти Луганской Народной Республики, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяется Советом Министров Луганской Народной Республики.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Луганской Народной Республики о техническом регулировании.

4. Проверка подлинности специальных марок и акцизных марок проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Советом Министров Луганской Народной Республики исполнительного органа государственной власти. Проверка подлинности специальных марок и акцизных марок проводится уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Советом Министров Луганской Народной Республики исполнительного органа государственной власти.

Статья 17. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частью первой настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований настоящего закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского, пригородного и междугороднего сообщения (в том числе при перевозках пассажиров по внутригородским, пригородным и междугородним маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, аэропортов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).

Статья 18. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Луганской Народной Республики) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Советом Министров Луганской Народной Республики исполнительным органом государственной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 19. Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющими в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, рекламы, а также таможенного контроля.

Статья 20. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития и торговли, исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере статистики, в порядке, установленном Советом Министров Луганской Народной Республики.

3. Органы местного самоуправления участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в государственные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Луганской Народной Республики и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 22. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

Источник: http://nslnr.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/zakonoproekty/3261/