Цены на оказание медицинских услуг

Медицинская Реформа: Цены на Лечение и Суть Изменений


Бесплатная юридическая консультация:

19 октября 2017 года парламент 240 голосами проголосовал за медицинскую реформу (закон Украины № 6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарств»).

Оглавление:

Этот закон основательно меняет систему государственной медицины. Причем некоторые его статьи вступают в действие уже с 1 января 2018 года, т.е. менее чем через 3 месяца после принятия.

Т.к. здоровье — одна из наиболее волнующих сфер жизни для каждого человека, то важно детально ознакомиться, в чем же состоит суть медицинской реформы в Украине.

1. Изменения и расценки в первичном звене медицинских услуг

Мед реформа начнется в 2018 году и будет растянута во времени до 2020 года. Так, в 2018 году изменения коснутся только первичного звена: семейные врачи, участковые терапевты и участковые педиатры. Предполагается, что граждане до конца года должны самостоятельно выбрать себе соответствующего доктора (независимо от места его практики — в государственной или частной клинике), связаться с ним и заключить с ним декларацию о выборе врача. На основании этой декларации вы сможете бесплатно приходить на прием к этому доктору в течение следующего года, а также бесплатно делать базовые анализы 6-7 показателей здоровья. Т.е. цены на первичную медицину равны нулю. При этом, не имеет значение место вашей прописки — вы можете заключить договор с любым врачем, где бы он ни находился. В свою очередь, доктор не имеет права отказать вам в заключении данного договора.

Но доктор также заинтересован в пациентах, т.к. государство выплачивает ему 370 гривен в год за каждую заключенную декларацию. Всего допускается максимум 2000 деклараций (т.е. 2000 пациентов в течение года) на одного врача. Таким образом, если это хороший в своей области доктор, то к нему за контрактом обратится большее количество людей, и следовательно, его доход тоже будет больше. В итоге медреформы, врачи могут получать до 20 тысяч гривен в месяц, и будут заинтересованы в качественном лечении, чтобы в следующем году человек снова заключил с ним контракт (а возможно- и порекомендовал данного доктора своим знакомым). Также мотивация доктора заключается в том, что он будет получать 370 гривен в год за одну подписанную декларацию независимо от того, сколько раз человек пришел к нему на прием. А чем реже он приходит — тем больше свободного времени у врача. Пациенты также будут уверены в своем враче (т.к. именно они выбирают, с кем заключать договор), и в том, что они получают качественную медицинскую помощь (ведь, с одной стороны, как мы уже сказали, врач заинтересован в качественном лечении), а с другой — деньги ему платит государство, потому у него нет заинтересованности назначать ненужные анализы, процедуры и лекарства.


Бесплатная юридическая консультация:

Также медицинская реформа 2018 года предполагает, что только врач первичного звена имеет право выдачи направлений на бесплатное оказание медицинских услуг вторичного и третичного уровней. Также данный доктор может выписывать рецепты на бесплатные лекарства (околонаименований). Список бесплатных медицинских услуг и лекарств будет определяться ежегодно при принятии бюджета, об этом мы расскажем далее в статье. Но, это в идеале, а как будет в реальности- покажет время.

В то же время, если вы не заключили договор ни с одним врачем первичного звена, то вы все равно имеете право на прием (но только в том случае, если у данного врача заключено менее 2000 годовых договоров). Т.е., если у врача менее 2000 пациентов, то он не имеет права отказать вам в приеме, даже если вы не заключали с ним договор.

Законом № 6327 определяется не только выплата за каждую подписаную декларацию, но и зарплата медиков в целом- она должна быть минимум в 2,5 раза больше средней зарплаты в Украине. Т.е. можно сказать, что на момент принятия мед реформы (октябрь 2017 года), минимальная зарплата врачей определена вгривен. Насколько это будет соответствовать действительности, покажет только практика, т.к. для претворения теоретических статей закона в реально работающий механизм нужно решить много практических сложностей в течение следующих 2 лет.

2. Медицинская реформа: цены и тарифы на лечение

Вторичное и третичное звено медицинских услуг — специализированные врачи (невропатологи, кардиологи, гастроэнтерологи и т.д.), отделения и клиники. Оно также включает в себя пребывание в стационаре, хирургическую помощь — в общем все, что требует более серьезного лечения. Изменения в этой сфере начнутся с 2019 года.

Медицинская реформа предполагает, что определенные услуги будут бесплатными, а определенные — будет полностью оплачивать пациент. Перечень бесплатных услуг будет определяться каждый год (при принятии бюджета на следующий год). А механизм включения услуги в бесплатный список такой: в некоторых выбранных по всей стране больницах будет произведен подсчет стоимости каждой процедуры и операции. Например, будет определено, сколько денег для больницы стоит сделать рентген, сколько — операцию на сердце, сколько — эндоскопию, и так далее- по каждой процедуре. Затем, исходя из медицинской статистики, будет определено, какое количество каждой медицинской процедуры выполняется по всей стране за год. Далее стоимость умножается на количество и получается сумма, которая должна быть заложена в бюджете, чтобы государство включило данную процедуру в бесплатный список. Соответственно, чем дешевле процедура и чем больше средств будет в бюджете на медицину — тем большее количество медицинских услуг государство сможет предоставлять бесплатно. Бесплатно также будет оказываться экстренная и паллиативная медпомощь.


Бесплатная юридическая консультация:

Что касается платной медпомощи — то уже сейчас говорят о том, что медицинская реформа сделает цены на медицину неподъемными: стоимость операций будет достигать нескольких сотен тысяч гривен. Более точные цифры мы получим только через год (когда Минздрав проведет калькуляцию стоимости всех медицинских процедур, и утвердит официальные расценки), но уже сейчас можно с уверенностью сказать о том, что проведение большинства операций и прочих процедур подорожает в разы. Такая же ситуация и с лекарствами — базовые медикаменты (лекарств) будут предоставляться бесплатно. Их список будет каждый год корректироваться и определяться при принятии бюджета. Но за более серьезные средства вы должны будете платить сами. Т.е. в реальности, скорее всего, за сколь-либо сложные процедуры, операции и лекарства вам придется платить самостоятельно.

В целом, реформа здравоохранения предусматривает, что на сферу здравоохранения в ежегодный бюджет нужно закладывать не менее 5% ВВП. Тем не менее, в бюджете на 2018 год на здравоохранение заложено всего 2,6% ВВП (примерно столько же, сколько и в 2017 году). Возможно, дело в том, что в полной мере медицинская реформа начнет действовать с 2020 года, и тогда уже на медицину действительно будет выделяться 5% ВВП. А возможно, мы снова получим ситуацию, когда в законе все красиво, а на практике- ничего не улучшается.

3. Медицинская страховка и полис ОМС

В продолжении темы оплаты за лекарства и медицинские услуги, стоит сказать об обязательном медицинском страховании (ОМС). На данный момент ведутся только разговоры и разработки законопроекта об ОМС, причем происходит это уже не первый год. Но, вероятнее всего, до 2020 года этот вопрос будет решен. Медреформа предполагает значительное повышение стоимости различных процедур и операций, поэтому оплатить их без медицинской страховки смогу очень немногие граждане. Так что стоит готовиться к появлению ОМС в Украине уже в ближайшие годы.

4. Контроль за качеством, система IHealth и протоколы лечения

Сами авторы медицинской реформы не скрывают, что у больниц (на вторичном и третичном уровнях) будет заинтересованность в том, чтобы оказать больше услуг пациентам, т.к. за каждую оказанную услугу больницы будут получать деньги из бюджета. Однако говорится, что данная проблема не уникальна для Украины и присутствует и в других странах с платной медициной. Потому для контроля за этим моментом предполагается задействовать Национальную службу здоровья. Насколько данная служба будет эффективна, опять же- покажет время.

Также мед реформа предусматривает, что все данные о пациенте будут заноситься в электронную базу данных IHealth. Это будет современная замена традиционных медицинских карточек, которая позволит более емко отслеживать историю болезни каждого пациента, а также в случае чего- проверять, насколько уместно ему было назначено то или иное лечение. Однако, что касается конкретной методологии- то тут возникли неясности. Суть в том, что во всем мире используются так называемые протоколы лечения- т.е. конкретные указания как и чем лечить то или иное заболевание. Но в результате парламентских слушаний, из закона о медреформе был убран пункт об обязательном применении данных протоколов в Украине. Т.е. нас снова будут лечить не так, как во всем развитом мире. Однако, авторы мед реформы обещают ввести различные дополнения, которые по сути будут аналогами протоколов лечения. Что ж, посмотрим, что из этого выйдет.


Бесплатная юридическая консультация:

Выводы

Резюмируя, можно сказать, что пока медреформа 2017 года представляет собой скорее некую декларацию. Т.к. в законе прописано очень мало конкретных цифр (и касаются они только первичного звена медицины), а большинство механизмов, которые и превращают общие идеи в ежедневную бытовую реальность — еще не созданы. Их только предстоит создать в течение ближайших 2 лет. Но для этого нужно будет решить множество задач. И далеко не факт, что в результате их решения мы получим то, что изначально задумывалось в реформе. Пока с уверенностью можно сказать одно — в результате медицинской реформы цены на медицинские услуги вырастут в разы. Повысится ли его качество на столько же — вопрос. Потому, лучше задуматься о своем здоровье уже сейчас — здоровый образ жизни обойдется дешевле любого лечения!

PS: Возможно вам будет интересно, что думает доктор Комаровский о реформе медицины:

Источник: http://www.kriza.com.ua/medicinskaya-reforma-ceny-na-lechenie-i-sut-izmenenij/

Тарифы на медицинские услуги

Дорогие друзья!

На этой странице Вы можете ознакомиться с общим перечнем процедур, которые предлагает наш санаторий своим гостям. Напротив каждой процедуры Вы найдете стоимость 1го сеанса конкретной процедуры. Какие из этих процедур входят в стоимость Вашей путевки и не требуют дополнительной оплаты определяют: типовая лечебно-оздоровительная программа по профилю Вашего заболевания и врач-курортолог, курирующий Ваше лечение в нашем санатории. Если комплекс процедур, предусмотренный Вашей программой, Вы хотите дополнить другими процедурами, Вам необходимо согласовать этот вопрос со своим врачом и оплатить их по тарифам указанным в этой таблице.

Виды медицинских услуг (входящих в стоимость путевки и дополнительно оплачиваемых)

Цена за одну процедуру в грн.


Бесплатная юридическая консультация:

Питьевое лечение (внутренний прием Березовской минеральной воды)

Прямая продажапутевок по телефону:

62363, Украина, Харьковская область, Дергачевский район, с. Березовское, ДП Клинический санаторий «Курорт Березовские минеральные воды»

Березовские минеральные воды, 2017

Условия

Для бронирования необходимо письменное подтверждение, а также предоплата в размере минимум на сутки проживания или за 30% дней, но не менее одного дня в течение 10 дней с момента получения нашего предложения. После получения предоплаты, мы направляем Вам письменное подтверждение об оплате и обязательное бронирование. Ваше бронирование Вы также можете гарантировать с помощью кредитной карты (American Express, Diners Club, Visa, Mastercard).

Отказ от бронирования (должен быть направлен в письменной форме):


Бесплатная юридическая консультация:

За отказ от бронирования за 45 дней до даты предполагаемого заезда, предоплата возвращается в полном объеме.

За отказ от бронирования за 44-8 дней до даты предполагаемого заезда, возвращается 90% предоплаты.

За отказ от бронирования за 7-0 дней до даты предполагаемого заезда, предоплата не возвращается.

Правила бронирования

1. Заказ услуги бронирования осуществляется на основе письменной заявки, отправленной по факсу, электронной почте, а также через систему бронирования на сайте.

2. Подтверждение бронирования менеджер компании «» высылает не позднее чем через 24 часа после получения заявки.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Номер считается забронированным после выставления счета клиенту

4. В случае отсутствия мест в санатории, менеджер компании предложит клиенту альтернативу (или иные варианты размещения).

5. После оплаты счета клиентом менеджер высылает ваучер на размещение в котором указана информация: ФИО клиента, категория номера, даты проживания, номер брони. (Ваучер является информационным письмом и предъявляется в гостинице при поселении. В случае потери ваучера, необходимо связаться с менеджером компании и уточнить номер брони).

Расчетный час начала и конца обслуживания устанавливается санаторием самостоятельно и указывается в ваучере.

Выезд после расчетного часа оплачивается дополнительно по тарифам санатория.

Бесплатная юридическая консультация:

Заезд до расчетного часа не оплачивается при наличии свободных мест в санатория, либо оплачивается по тарифам санатория (эта информация уточняется у менеджера компании).Аннуляция по инициативе клиента возможна до 12 дня , за трое суток до даты ‌‌‌заезда. В выставочные периоды и при групповых заездах, а также в Высокий сезон сроки аннуляции устанавливаются самостоятельно и требуют уточнения в каждом конкретном случае. Несвоевременная аннуляция влечет за собой штрафные санкции в размере суток простоя забронированных номеров. Аннуляция, произведенная в установленные сроки, освобождает клиента от выплаты штрафа.

Источник: http://berminvody.com.ua/ru/tseny/tarify-na-meditsinskie-uslugi/

Платные медицинские услуги и цены на них

В середине 80-х годов с целью выхода из кризиса была сделана ставка на расширение платных медицинских услуг, оказываемых услуг, оказываемых населению. Для этой цели были разработаны государственная цена на платные медицинские услуги населению, оформляемые территориальными, реже учрежденческими прейскурантами. Эти цены, в отличие от бюджетных оценок, включали типичные фактические затраты на медицинские работы с учетом труда и материальных норм и нормативов, а также прибыли в размере отраслевого или территориального коэффициента.

При оказании платных медицинских услуг могут возникать некоторые ошибки. Первой ошибкой может стать неверная позиция в выборе услуг, предлагаемых на продажу. Зачастую выбор падает на более дорогие работы, так как они представляются сравнительно доходными и выгодными. Однако, выгодность цены может определяться только сравнением прейскурантной цены с расчетной ценой аналогичной работы, выполняемой в данном учреждении. С другой стороны выбор пациента в немало степени зависит от дешевизны предлагаемых услуг. Это может направить поток потребителей медицинских услуг со слабой платежеспособностью в сторону недорогих, по их представлению, услуг. В этом случае выигрывают те, кто работает с услугами относительно дешевыми. Дешевые работы в этом случае будут более выигрышными из-за большего спроса на них.

В этом случае медицинскому учреждению необходимо определиться, на каком из рынков медицинских услуг оно хочет работать. Будут ли это элитные дорогие услуги для достаточно богатых потребителей, или учреждение будет оказывать недорогие услуги для среднего потребителя. Необходимо заранее просчитать экономические показатели, которые помогут понять: предоставление каких услуг и на каком рынке окажется наиболее выгодным.


Бесплатная юридическая консультация:

Второй ошибкой учреждений, работающих по официальным прейскурантам, является то, что традиционно прейскуранты дают классификацию услуг и итоговую цену на каждую из них. Ели учреждение продает услугу по такой цене, то возникает вопрос, как будет распределяться выручка от продажи. Она может быть распределена только на глазок, поскольку медицинское учреждение не знает как была рассчитана цена на эту услугу. При этом многие начинают сами выделять внутри прейскурантной цены значимые для учета и отчета составляющие. Таким образом, начинается работа по расчетам собственных затрат учреждения.

Поэтому наиболее целесообразной является практика работы по ценам, которые разрабатываются и утверждаются самим учреждением.

Одним из вопросов, возникающим при такой постановке дел, является возможность применения унифицированных цен на аналогичные услуги на одной территории для разных исполнителей. Важно определить, чем вызвана разница в ценах между различными учреждениями одной территории. Если эти цены получены при применении различных методик расчета, то такие цены нельзя сравнивать, ибо они уже становятся сами по себе несравнимыми друг с другом.

Однако, применение единой методики ценообразования не гарантирует получения близких по величине цен на одинаковые медицинские услуги, выполняемые в различных учреждениях. Это может быть вызвано тем, что одинаковые по наименованию работы могут иметь разное содержание (разные методики выполнения работ).

Коммерциализация сферы здравоохранения привела к необходимости изменения системы ценообразования на рынке платных медицинских услуг. Если исходить из определения цены как рыночного параметра, характеризующего экономические отношения между продавцом и покупателем по купле-продаже услуг, то основные виды цен на медицинские услуги ценами таковыми на сегодня не являются.

Проблему ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным и многогранным. Тем более, что единой для всех учреждений здравоохранения методики ценообразования не существует.


Бесплатная юридическая консультация:

Платные медицинские услуги играют сравнительно небольшую, но растущую роль в формировании ресурсов здравоохранения. В 1996 году население израсходовало на платные услуги здравоохранения 5,5 триллионов рублей. По сравнению с 1995 годом, доля этого источника выросла с 4,8% всех расходов отрасли до 6,8%. Однако, в расчете на душу населения эти средства составили в 1996 году всего 37 тыс. рублей, или 10% прожиточного минимума при колебании этого показателя в регионах от 6 тыс. рублей (Республика Тува) до 85 тыс. рублей (г. Москва).

Это говорит о том, что платные услуги здравоохранения еще не заняли того места, которое они объективно призваны занимать в рыночно экономики. В связи с такой оценкой проведено макроэкономическое исследование состояния и перспектив платной медицинской помощи населению.

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы на оплату медицинской услуги и оздоровительных услуг составляет около 1% всех потребительских расходов. Данные же государственной статистики говорят, что в структуре платных услуг эти расходы составляют 6,3%.

В процентном отношении платные услуги здравоохранения составляют 6,3% всего объема платных услуг, в том числе медицинские услуги - 2,6%; услуги физкультуры и спорта - 0,3%, Услуги санаторно-курортных учреждений - 3,4%.

Платные услуги в сфере здравоохранения раньше получали негативную оценку у населения. В настоящее время отношение к ним меняется. Низкая заработная плата врачей привела к возникновению нелегального рынка услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной коньюктуры. В этом случае государство призвано создавать такие условия, чтобы врачам было выгодно работать на легальном рынке услуг. К тому же это способствует развитию их профессионального самосознания.


Бесплатная юридическая консультация:

Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией здравоохранения целей, к которым могут относится:

обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения;

максимализация текущей прибыли;

завоевание доли рынка;

изыскание дополнительных средств на развитие;


Бесплатная юридическая консультация:

переход на самофинансирование;

обеспечение доступности медицинской помощи для большинства населения региона.

Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как:

средние издержки + прибыль;

безубыточность + нулевая прибыль;


Бесплатная юридическая консультация:

установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;

установление цен на уровне цен других учреждений;

установление цены на договорной основе.

При определении цены медицинской услуги учитывают такие факторы, как:

цены на аналогичные услуги в других ЛПУ;


Бесплатная юридическая консультация:

уровень спроса на данный вид услуги;

стимулирующий размер оплаты труда работников.

Главный фактор - себестоимость услуги, которая определяет минимально возможный уровень цены предложения. Поэтому себестоимость больницы должна рассчитываться особенно тщательно, возможно, по специально созданной компьютерной технологии. При этом учитываются следующие затраты:

зарплата основного медицинского персонала по бестарифной системе, с учетом факторов времени и нормативов затрат труда;

зарплата обеспечивающего персонала в составе накладных расходов, определяемых по внутреннему нормативу;


Бесплатная юридическая консультация:

прямые затраты на медикаменты, питание больных, перевязочные материалы, другие расходные средства, восстанавливаемые по факту;

амортизационные отчисления на восстановление зданий, механизмов, медицинского и другого оборудования, аппаратуры, мягкого и жесткого инвентаря;

общебольничные расходы на оплату коммунальных услуг и т.п.

После того как учтены все нюансы, связанные с определением состава затрат, входящих в себестоимость медицинской услуги, можно приступить к калькуляции этих затрат.

Департамент здравоохранения вводит предельные ограничения на премиальный фонд и размер рентабельности при включении их в цену на платные медицинские услуги. Это обусловлено низким уровнем платежеспособности населения.


Бесплатная юридическая консультация:

Основной перечень платных медицинских услуг:

в стационарах - койко-день;

в амбулаторно-поликлинических учреждениях - посещение;

в стоматологических учреждениях - условная единица трудоемкости (УЕТ);

в лечебно-вспомогательных учреждениях - условная единица.


Бесплатная юридическая консультация:

Стоимость одной услуги состоит из:

расходов на оплату труда;

начислений на заработную плату;

прямых материальных затрат;

Более детально расчет себестоимости медицинских услуг будет приведен в разделе 2.8 «Расчет цены медицинской услуги на основе себестоимости.»


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, цена платной медицинской услуги как правило состоит из двух основных показателей: себестоимости и прибыли. Прибыль обычно накладывается в цену как процент к себестоимости. Она может зависеть, например, от качества и комфортности обслуживания пациентов, от применения новых, современных методик, от применения каких-либо особых препаратов и т.д.

Источник: http://vuzlit.ru/295939/platnye_meditsinskie_uslugi_tseny

Какие медицинские услуги являются бесплатными в Украине: полный перечень

За медицинскую реформу в Украине депутаты проголосовали 18 октября 2017 года. В МОЗ напомнили, какие медицинские услуги являются бесплатными для украинцев.

Закон о государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств предусматривает, что 100% услуг первичной помощи, которые оказывает семейный врач, терапевт или педиатр, оплачиваются медучреждением из госбюджета.

Бесплатными услугами первичной медицинской помощи являются, в частности, услуги семейного врача, педиатра, определенные виды исследований, экстренная медицинская помощь.


Бесплатная юридическая консультация:

В обязанности семейного врача входит: наблюдение за состоянием здоровья пациентов с помощью различных исследований, диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний; сопровождение пациентов с хроническими заболеваниями; неотложная помощь; направление пациента для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи; профилактика: вакцинация, осмотры и исследования пациентов из групп риска; консультации.

Услуги семейного врача будут бесплатными

Семейный врач может наблюдать неосложненную беременность и наблюдать за здоровым ребенком в соответствии возрастных особенностей и потребностей. А также предоставлять отдельные услуги паллиативной помощи. Например, оценить степень боли, назначить и выписать рецепт на наркотические средства, психотропные вещества для лечения болевого синдрома.

Семейный врач назначает лекарства и выписывает рецепты, по которым в том числе можно получить препараты по программе возмещения стоимости лекарств.

Среди бесплатных исследований – общий анализ крови с лейкоцитарной формулой; глюкоза крови; общий холестерин; анализы мочи; электрокардиограмма (ЭКГ) в состоянии покоя; микроскопия мокроты; быстрые тесты на беременность, ВИЧ, вирусный гепатит, сифилис и тропонин

Ряд медицинских исследований будет бесплатным


Бесплатная юридическая консультация:

Бесплатной будет экстренная медицинская помощь, в частности, для пациентов с сердечным приступом, инсультом, аппендицитом, после ДТП или бытовой травмы.

За экстренную медицинскую помощь будет платить государство

Что делать, если в медучреждении отказываются бесплатно проводить одну из вышеперечисленных услуг или требуют деньги за них:

1. Узнайте, работает ли уже ваше заведение первичной медицинской помощи с НСЗУ (Национальная служба здоровья) на официальном сайте Службы.

2. Если медучереждение имеет договор с НСЗУ, обращайтесь с жалобой на Правительственную горячую линию – 15-45. С осени в Нацслужбе здоровья заработает собственный контактный центр, куда можно будет обратиться.

2. Если ваше учреждение еще не подписало договор с НСЗУ, обратитесь с жалобой к главному врачу и/или в местный департамент или отдел здравоохранения.

Медреформа в Украине: что нужно знать – видео

Источник: http://24tv.ua/ru/kakie_medicinskie_uslugi_budut_besplatnymi_posle_reformy_spisok_n878422

Тарифы на платные медицинские услуги. Сколько стоит здоровье жителя столицы

Сегодня для многих жителей Киева известный афоризм: «Здоровье не купишь», — в буквальном смысле становится реальной перспективой. Проекты распоряжений исполнительного органа Киевской городской государственной администрации (КГГА) «Об установлении тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения» (далее — проекты распоряжений), опубликованные на ее официальном веб-портале (www.kmv.gov.ua) содержат перечень медицинских услуг, за предоставление которых предусматривается взимание платы с пациентов. Общественный резонанс, вызванный очередной тарифной инициативой КГГА, продолжает набирать силу.

Как сообщает пресс-служба КГГА, суть инициативы столичной власти на брифинге пояснила Ирена Кильчицкая, первый заместитель главы КГГА. По ее словам, медицина в Украине вообще и в Киеве в частности давно уже не бесплатная, поскольку люди в поликлиниках и больницах вынуждены платить за каждый визит к врачу. Также она отметила, что установление КГГА тарифов на оплату медицинских услуг не является нововведением. Заместитель главы КГГА утверждает, что сегодня в Украине существует 17,5 тыс. наименований медицинских услуг, которые на самом деле не являются бесплатными, а предоставляются за взятки или после внесения на счет медицинского учреждения так называемых добровольных пожертвований. Напомним, что в соответствии со ст. 368 раздела XVII Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере служебной деятельности» уголовная ответственность за получение взятки наступает в случае, когда служебное лицо получает вознаграждение за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения. Можно сказать, что термин «взятка» с юридической точки зрения применим в отношении служебного лица. Служебными являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-предписывающих или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности согласно специальным полномочиям. Таким образом, получение врачом вознаграждения за надлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей (а не служебного лица) не может рассматриваться как получение взятки.

Возвращаясь к проектам распоряжений следует начать с того, что первое сообщение об оглашении проекта регуляторного акта «Об установлении тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения» появилось на официальном веб-портале КГГА 24.11.2008 г. В проект включены тарифы на медицинские услуги, оказываемые пациентам в поликлинике № 3 Оболонского района, поликлинике № 1 Днепровского района, стоматологической поликлинике № 1 Шевченковского района и медико-санитарной части № 11 МЗ Украины. Сегодня на сайте КГГА опубликовано 7 аналогичных сообщений, отличающихся лишь списком документов, связанных с проектом, которые содержат сведения о тарифах на медицинские услуги в разных столичных лечебно-профилактических учреждениях государственной и коммунальной форм собственности. Следует отметить, что часть государственных лечебно-профилактических учреждений Киева не попали в сферу действия проекта распоряжения.

Столичная прокуратура осуществила проверку проекта распоряжения, опубликованного на сайте КГГА от 23.12.2008 г., на соответствие требованиям ст. 49 Конституции Украины и нормам Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении». В связанных с проектом распоряжения документах содержатся сведения о тарифах на платные услуги, которые предоставляются Киевским психо-неврологическим диспансером № 3, Центральной районной поликлиникой Голосеевского района, Киевской городской наркологической клинической больницей «Социотерапия», Киевским городским центром судебно-медицинской экспертизы, Киевской городской студенческой поликлиникой, Киевским городским консультативно-диагностическим центром.

В результате этой проверки выяснилось, что в перечень платных услуг включено лечебно-медицинскую, профилактическую и другие виды медицинской помощи, которая в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» в государственных и коммунальных лечебно-профилактических учреждениях Украины должна предоставляться бесплатно. Более того, в перечень платных услуг внесены даже те виды медицинской помощи, непредоставление которых на безоплатной основе может нанести существенный вред здоровью пациента. Также в проекте распоряжения не учитываются интересы социально незащищенных слоев населения и не определяются льготные категории граждан. Об этом столичная прокуратура сообщила 21.01.2009 г.

По словам И. Кильчицкой, КГГА вместе с прокуратурой Киева и Контрольным ревизионным управлением провели совместное заседание и учли все предписания, касающиеся оплаты медицинских услуг. В частности, был изменен термин «медицинская помощь» на «медицинские услуги», «прием» — на «медицинский прием».

Примечательно, что 21.01.2009 г. Главным управлением здравоохранения КГГА для руководителей лечебно-профилактических учреждений столицы был подготовлен документ № 039–345/4х, содержащий перечень тарифов на амбулаторно-поликлинические услуги и просьбу предоставить замечания и предложения до 1.02.2009 г. 22 января Главное управление здравоохранения КГГА письменно (№ 039–366/4х) обратилось к руководителям лечебно-профилактических учреждений Киева с просьбой срочно предоставить информацию относительно перерасчета тарифов с рентабельностью 30% до 26.01.2009 г. Перечень, о котором идет речь, содержит более 1000 наименований медицинских услуг, разделенных по категориям на: лабораторные исследования; консультации, приемы, профилактические осмотры; процедуры, исследования и лечебные манипуляции; ультразвуковые исследования (УЗИ); эндоскопические исследования; функциональную диагностику; лучевую диагностику; физиотерапию.

Среди лабораторных исследований, на которые КГГА предусматривается установление тарифов, можно найти определение показателей общеклинических исследований крови (скорость оседания эритроцитов — СОЭ), уровень гемоглобина, цветовой показатель, количество лейкоцитов и эритроцитов) и мочи (плотность, рН (кислотность), содержание белка и глюкозы и т.д.) В перечень входят такие исследования: биохимические (мочевина, креатинин, билирубин, желчные пигменты и т.д.), санитарно-биологические (смывов на наличие бактерий из группы кишечной палочки, золотистого стафилококка), эпидемиологические (на наличие возбудителя дифтерии, менингококк, патогенные энтеробактерии и т.д.), серологические (реакция Видаля тиф-паратиф А,В, посев материала на микобактерии туберкулеза на жидкие среды и т.д.), цитологические исследования биоматериалов. Среди других услуг, на предоставление которых КГГА предусматривает установление тарифов — забор крови из пальца, венопункция, выдача копий результатов анализов.

Таким образом, за один общеклинический анализ крови пациенту лечебно-профилактического учреждения Киева придется заплатить 27,63 грн. (здесь и далее все тарифы указаны без учета НДС): СОЭ — 3,58 грн., гемоглобин — 6,00 грн., цветовой показатель — 1,05 грн., подсчет количества эритроцитов в камере Горяева — 6,71 грн., подсчет количества лейкоцитов в камере Горяева — 5,19 грн., забор крови из пальца — 5,10 грн.)

Впечатляют размеры тарифов на консультации специалистов и принцип расчета. Так, консультация у врача-невропатолога высшей категории обойдется пациенту в 75,90 грн., тогда как за ту же услугу, предоставляемую врачем-невропатологом без категории, предусмотрен тариф в размере 127,73 грн. Подобное соотношение в размерах тарифов касается услуг таких узкопрофильных специалистов, как кардиологи, урологи, хирурги. Отдельного внимания заслуживают тарифы на услуги гинеколога. Прием у специалиста без категории обойдется жительнице столицы в 135,67 грн., а с высшей категорией, кандидата медицинских наук — 114,48 грн. В отношении тарифов на услуги врачей-терапевтов отмечаем обратное соотношение. Так, за консультацию врача-терапевта высшей категории предусмотрен тариф в размере 75,90 грн., без категории — за 63,80 грн.

Но не только за прием у специалиста и общеклинические анализы КГГА предусмотрены тарифы, также это касается процедур, исследований и лечебных манипуляций. Так, за забор цитологического материала из цервикального канала предусмотрен тариф в размере 29,34 грн. Таким образом, визит к врачу-гинекологу для профилактического осмотра будет стоить пациентке более 200 грн. (прием у врача-гинеколога — 135,67 грн., взятие цитологического материала — 29,34 грн., исследование биологического материала, полученного во время гинекологического осмотра — 36,90 грн.). Хотелось бы напомнить, что профилактический осмотр позволяет диагностировать заболевание на ранних стадиях, что во многом обуславливает благоприятный прогноз, в том числе, и относительно жизни пациента. Важным фактором, влияющим на раннюю диагностику заболеваний, является доступность медицинских услуг.

Среди перечня хирургических манипуляций, на которые исполнительным органом КГГА предусмотрены тарифы, — вскрытие гнойника — 37,94 грн., несмотря на то, что неоказание медицинской помощи пациенту с очагом гнойного воспаления может нанести существенный вред его здоровью.

За комплексное диагностическое УЗИ (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка) предусмотрен тариф в размере 152,91 грн. УЗИ почек и надпочечников оценивается отдельным тарифом — 54,59 грн.

Можно продолжать список медицинских услуг, на которые исполнительным органом КГГА предусмотрено введение тарифов, несмотря на то, что многие из них, по сути, — неотложная медицинская помощь. Кроме того, хотелось бы напомнить, что Государственным бюджетом предусмотрен размер заработной платы медицинским работникам. Доходы бюджета Украины согласно Бюджетному кодексу Украины — это все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, проведение которых предусмотрено законодательством Украины. Таким образом, оплатив налоги, жители г. Киев за гарантированное Конституцией Украины право на безвозмездную медицинскую помощь в виде, например, консультации врача-терапевта или вскрытия гнойника в случае необходимости должны будут повторно оплатить услуги врачей, которые уже заложены в расходы бюджета. К тому же, проекты распоряжений не содержат информации, касающейся изменений в оплате труда медицинских работников соответствующих лечебно-профилактических учреждений государственной и коммунальной форм собственности. Заместитель главы КГГА подчеркнула, что средства, вырученные за предоставление медицинских услуг, будут направлены на финансирование медицинских учреждений, улучшение качества медицинского обслуживания, лекарственные средства, питание пациентов. О том, какие конкретно меры предусмотрены КГГА в отношении улучшения качества медицинского обслуживания, в проектах распоряжений не сказано и И. Кильчицкая не поясняет.

Нет в проектах распоряжений и сведений о льготах на предоставление медицинских услуг. Как сообщает пресс-служба КГГА, предоставление медицинских услуг останется бесплатным для 800 тыс. льготников, в частности, для детей в возрасте до 18 лет, инвалидов I и II групп, инвалидов детства I и II групп, пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны и труда.

Анализируя инициативу КГГА необходимо в первую очередь обратиться к Конституции Украины как основному закону. Раздел II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» ст. 49 гласит:

«Каждый имеет право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование.

Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безвозмездно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена».

Термин «безвозмездно» истолкован решением Конституционного Суда Украины от 29.05.2002 г. № 10-рп/2002 по делу за конституционным представлением 53 народных депутатов Украины относительно официального толкования положения части 3 ст. 49 Конституции Украины: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безвозмездно» (дело о безвозмездной медицинской помощи). В словосочетании «медицинская помощь предоставляется безвозмездно» последнее слово в контексте всей ст. 49 Конституции Украины значит, что субъект, который получает такую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, не должен возмещать ее стоимость ни в виде платежей, ни в любом другом независимо от времени предоставления.

Правовой смысл понятия «медицинская помощь» в законах Украины отсутствует. Однако сам термин широко используется национальным законодательством. Ст. 33, 35, 58, 67, 68, 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении определяют узловые составляющие медицинской помощи (скорая, неотложная, первичная, специализированная, высокоспециализированная и т.д.). Ее дефиниция дается в специальных словарях понятий и терминов ВОЗ, признанных теми же Основами законодательства Украины о здравоохранении (ст. 3), где указано, что обстоятельствами, при которых предоставляется медицинская помощь, являются любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия.

Исполнительный орган КГГА указывает, что основанием для введения тарифов на платные медицинские услуги являются такие Постановления КМУ:

от 25.12.1996 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регуляции цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями);

от 17.09.1996 г. № 1138 «Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения и высших учебных медицинских заведениях» (с изменениями и дополнениями);

от 17.05.2002 г. № 659 «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований, относительно их образования и направлений использования» (с изменениями и дополнениями).

Действительно, согласно Постановлению КМУ от 25.12.1996 г. № 1548 в перечень полномочий КГГА входит установление тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими учреждениями государственной и коммунальной форм собственности, а также размер платы за услуги, предоставляемые медицинскими вытрезвителями при органах внутренних дел гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Постановление КМУ от 17.05.2002 г. № 659 содержит перечень платных услуг, которые могут предоставляться пациентам в лечебно-профилактических учреждениях государственной и коммунальной форм собственности. Среди них наиболее значимыми в свете инициативы КГГА являются (прим. авт.):

косметологическая помощь, кроме той, которая предоставляется по медицинским показаниям;

анонимное обследование и лечение пациентов, с заболеваниями, которые передаются половым путем, а также больных алкоголизмом и наркоманией (кроме обследований на наличие ВИЧ-инфекции и СПИДа);

лечение бесплодия, включая хирургические методы, искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона;

оздоровительный массаж, гимнастика, бальнеологические процедуры с целью профилактики заболеваний и укрепления здоровья взрослого населения;

операции по искусственному прерыванию беременности в амбулаторных условиях и стационаре, кроме абортов по медицинским и социальным показаниям;

медицинские осмотры с некоторыми исключениями;

протезирование, в том числе зубное, слуховое и глазное, а также коррекция зрения с помощью очков и контактных линз;

стоматологическая помощь, которая предоставляется населению хозрасчетными отделениями, кабинетами учреждений здравоохранения;

лабораторные, диагностические и консультативные услуги по обращениям граждан, которые предоставляются без направления врачей;

медицинская помощь пациентам на дому (диагностическое обследование, процедуры, манипуляции, консультирование, уход), кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посещать учреждения здравоохранения.

Здравоохранение — приоритетное направление деятельности общества и государства, один из главных факторов выживания и развития народа Украины

Напомним, что ст. 4 Закона Украины «Основы законодательства Украины» гласит:

«Основными принципами здравоохранения в Украине являются: признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины; соблюдение прав и свобод человека, и гражданина в сфере здравоохранения и обеспечение связанных с ними государственных гарантий; гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенная медико-социальная защита наиболее незащищенных слоев населения; равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи, и других услуг в отрасли здравоохранения».

В ст. 6 Закона Украины «Основы законодательства Украины» указано, что каждый гражданин Украины имеет право на здравоохранение, что предусматривает квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача, а также методов лечения в соответствии с его рекомендациями и учреждения здравоохранения;

Ст. 7 Закона Украины «Основы законодательства Украины» гарантирует право на здравоохранение, а именно предоставление всем гражданам медико-санитарной помощи в объеме, который устанавливается КМУ.

Как сообщает пресс-служба КГГА, распоряжения еще не вступили в силу, поскольку их обсуждение продолжается, затем документ должен пройти регистрацию в Главном управлении юстиции г. Киев. Только после этого он вступит в силу.

Напомним, что Украина является членом ВОЗ. В ежегодном отчете ВОЗ, который в 2008 г. был посвящен проблемам первичной медико-санитарной помощи, указывается на явную социальную незащищенность граждан, в случаях, когда они сталкиваются с необходимостью оплаты медицинских услуг наличными. При этом их расходы на медицинское обслуживание могут быть чрезвычайно высокими (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (675) от 26.01.2009 г.). Введение тарифов на медицинские услуги в столице Украины идет в разрез с рекомендациями ВОЗ.

Источник: http://www.apteka.ua/article/7909

Цены на оказание медицинских услуг

Документ : Учет и налогообложение платных медицинских услуг в заведениях здравоохранения, финансируемых из бюджета

Учет и налогообложение платных медицинских услугв заведениях здравоохранения, финансируемых из бюдже т а

Учет внебюджетных средств на сегодня является для бухгалтеров-практиков всех без исключения бюджетных учреждений едва ли не "самым интересным" направлением учета. Казалось бы, существует совершенно новая Инструкция о порядке использования и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений и отчетности по ним, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 11.08.98 N 63. Какие же могут быть вопросы? Но они имеются, и вот почему:

- во-первых, большинство бюджетных учреждений для залатывания дыр в бюджетном финансировании вынуждено предоставлять платные услуги. Средства от предоставления таких услуг в соответствии с пунктом 1.2 Инструкции классифицируются как доходы, а следовательно, возникает вопрос о налогообложении полученных доходов;

- во-вторых, общим "несчастьем" бухгалтеров бюджетных учреждений является отсутствие методики учета расходов и калькулирования услуг бюджетных учреждений. Отметим, что попытка разработки такой методики была сделана в 90-х годах как логичное продолжение тех изменений, которые произошли в учете бюджетных учреждений: речь идет о письме МФ СССР "О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, перешедших на новые условия хозяйствования" от 19.03.90 N 30. Однако, несмотря на заметные результаты, единая методика калькулирования не была создана, а данное письмо МФ СССР было отменено.

Может возникнуть вопрос: "А действительно ли это так? Инструкция по учету внебюджетных средств имеется. В пункте 1.2 дается определение термина "средства от предоставления платных услуг" (которые, кстати, относятся к специальным средствам). Разве может такое быть, чтобы в целой Инструкции и не нашлось пунктов о том, что в результате предоставления платных услуг осуществляются расходы (а не затраты, как по инерции пишется в Инструкции), что учет указанных расходов осуществляется по отдельной методике, а себестоимость указанных услуг определяется по предложенной методике калькулирования?"

Обратимся к вышеуказанной Инструкции. В ней можно найти все: и порядок учета операций по аренде помещений, принадлежащих бюджетным учреждениям, и методику учета сумм по поручениям и депозитных сумм, и порядок использования внебюджетных средств и методику его отражения. Однако все, что можно найти в ней относительно определения стоимости той же платной услуги, - это пункт 3.4, в котором указывается, что "за основу расчетов доходов берутся показатели, которые характеризуют объемы предоставления платных услуг, а также другие расчетные показатели (площадь помещений, стоимость оборудования или другого имущества, сданного в аренду, количество посещений музеев, выставок и т.п.) и размер платы за единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с действующим законодательством Украины по вопросам ценообразования". Из приведенного пункта понятно, что ни о какой методике учета расходов, а тем более методике калькулирования услуг, речь не идет.

В соответствии с выделенными пунктами рассмотрим деятельность медицинских заведений. Сразу же отметим, что вопрос предоставления или непредоставления платных услуг медицинскими заведениями всегда был довольно "болезненным", поскольку одно введение понятия "платные медицинские услуги" на фоне задекларированных ранее социальных гарантий относительно медицинских услуг (ст.49 Конституции Украины) в условиях обнищания все больших слоев населения вызвало неоднозначную реакцию. Несмотря на это, постановлением Кабинета Министров Украины от 17.09.96 N 1138 введен в действие "Перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными заведениями здравоохранения и высшими медицинскими заведениями образования". В соответствии с указанным перечнем были выделены три группы услуг:

I группа. Услуги лечебно-профилактического характера (косметическо-хирургическая помощь; лечение курения и больных алкоголизмом; лечение сексопатологических больных и лечение бесплодия; лечебная гимнастика, массаж и мануальная терапия; операции по искусственному прерыванию беременности; профилактические медицинские осмотры; гигиеническая экспертиза; медицинские осмотры для получения удостоверения водителя, для получения разрешения на право получения и ношения оружия; проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ; зубное, ушное и глазное протезирование взрослого населения и т.д.).

II группа. Услуги другого характера (доставка лекарств больным на дом, предоставление дополнительной медицинской информации по просьбе граждан, предоставление транспортных услуг по просьбе граждан, не связанных с медицинской деятельностью; аттестация рабочих мест по заказу предприятий и организаций; организация профилактических мероприятий по злоупотреблению алкогольными напитками на предприятиях и в учреждениях на договорных началах и т.п.).

III группа. Услуги образовательно-сопутствующего характера, предоставляемые высшими медицинскими заведениями (получение второго высшего образования; обучение отечественных и зарубежных студентов по контракту; углубленное изучение отдельных дисциплин; подготовительные курсы к вступительным экзаменам; перевод студентов из одного медицинского вуза в другой, восстановление ранее отчисленных студентов и ликвидация академической разницы; повторное прохождение отдельных дисциплин отчисленными студентами; прием кандидатских экзаменов у лиц, не работающих в высшем учебном заведении; обучение иностранных граждан в клинической ординатуре, аспирантуре, докторантуре и их стажировка; предоставление услуг по легализации документов об образовании и т.д.).

Ряд корректирующих поправок в указанный перечень был внесен постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.97 N 449, а 18.12.97 утвержден совместный приказ Министерства здравоохранения и Министерства финансов Украины "Об утверждении Порядка предоставления платных услуг в государственных (коммунальных) заведениях, учреждениях здравоохранения независимо от подчиненности и получение добровольной компенсации от больных" N 358/273 (далее - приказ N 358/273). Порядком предоставления платных услуг определены важные вопросы, а именно: организация платных услуг и контроль за соблюдением требований к их качеству; порядок установления цен на платные услуги и размера добровольной компенсации больными за предоставленные им медико-санитарные услуги; порядок учета объемов платных медицинских услуг и зачисления полученных от этого средств; порядок использования прибыли от предоставления платных услуг. Кроме того, в начале 1998 года из-за несоответствия существующей методики определения стоимости платных медицинских услуг требованиям сегодняшнего дня Министерство здравоохранения начало подготовительную работу по разработке методики расчета цены на медицинскую услугу, о чем, в частности, свидетельствуют приказы Главного управления здравоохранения и Киевской городской государственной администрации "Об изменении предельных сроков графика разработки и согласования тарифов на платные медицинские услуги" от 07.09.98 N 270/14-ц и "Об утверждении методики расчета цен на медицинские услуги в медицинских заведениях, санаторно-курортных предприятиях, страховых компаниях и других медицинских структурах" от 20.10.98 N 322/5.

Однако уже через месяц приказом Министерства здравоохранения N 350 от 08.12.98 приостановлено предоставление платных услуг в соответствии с решением Конституционного Суда Украины от 25.11.98 N 15-рп/98. В связи с тем же решением Конституционного Суда Украины постановлением Кабинета Министров Украины N 195 от 15.02.99 отменяется разрешение "лечебно- и санитарно-профилактическим учреждениям принимать от больных плату за предоставленные им медицинские услуги как внесение добровольной компенсации" и действие пунктов 1 и 2 перечня платных услуг (в авторской трактовке - это услуги лечебно-профилактического и другого характера) вышеуказанного постановления Кабинета Министров Украины N 1138, а совместным приказом Министерства здравоохранения Украины и Министерства финансов Украины от 17.03.99 N 63/69 отменяется и действие приказа N 358/273.

Таким образом, на сегодня медицинским заведениям фактически запрещено предоставление платных услуг. На практике отдельные медицинские заведения предоставляют платные медицинские услуги (как нам не удивительно, а им (заведениям) не страшно), но исключительно консультационного характера (при этом при определении цены услуги указанные медицинские заведения пользуются все теми же устаревшими прейскурантами государственных расценок на платные услуги медицинских заведений).

Итак, относительно этих заведений ставится вопрос об уплате налогов с полученных средств от указанной деятельности. Казалось бы, ответ на этот вопрос должен был быть однозначно отрицательным, поскольку пп.7.11.1, пп.7.11.8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий от 22.05.97 N 283/97-ВР и пп.5.1.8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 N 168/97-ВР свидетельствуют о том, что указанные суммы средств не являются объектом налогообложения как налогом на прибыль, так и налогом на добавленную стоимость. Но и тут не все так просто: в упомянутом пп.5.1.8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" указано, что "освобождаются от налогообложения операции по предоставлению услуг по охране здоровья. заведениями здравоохранения, которые имеют специальное разрешение (лицензию) на предоставление таких услуг". Таким образом, кто не оформил лицензию (именно оформил, поскольку смешно было бы считать, что государственные медицинские заведения, которые уже предоставляют услуги бесплатно, с точки зрения профессионального уровня и качества услуг, не могут предоставлять те же услуги за плату), тот уплачивает соответствующие суммы НДС в бюджет.

Следует отметить, что к существующим еще с советских времен непосредственным расчетам медицинских заведений и пациентов (как в наличном виде, так и в безналичном) прибавились расчеты через страховые компании. При этом механизм реализации отношений по "предоставлению - страхованию оплате" услуг довольно простой: страховые компании заключают параллельно соглашения на медицинское страхование с соответствующими юридическими и физическими лицами и соглашения с соответствующими медицинскими заведениями по предоставлению определенных услуг. В соглашении с медицинскими заведениями обязательно указываются сроки и порядок расчетов. Как правило, в течение месяца, по мере обслуживания пациентов - владельцев страховых полисов, врачи ведут учет в разрезе страховых компаний, конкретных пациентов и видов предоставленных услуг. В конце месяца данные передаются в бухгалтерию, в функции которой входят не только учет и осуществление расчетов за предоставленные услуги, но и сверка данных по количественным показателям обслуживания с данными страховых компаний. После сверки на оговоренную ранее соглашением дату происходит перечисление соответствующей суммы средств медицинскому заведению.

В системе бухгалтерского учета медицинских учреждений операции по расчетам за предоставление платных услуг отражаются на субсчетах (см. таблицу):

- 301 "Касса в национальной валюте" (по "старому" Плану счетов"Касса");

- 313 "Текущие счета для учета специальных средств", 323 "Специальные регистрационные счета для учета специальных средств" (111 "Текущий счет по специальным средствам");

- 641 "Расчеты по платежам и налогам в бюджет" (173 "Расчеты по платежам в бюджет");

- 364 "Расчеты с прочими дебиторами" и 675 "Расчеты с прочими кредиторами" (178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами");

- 711 "Доходы по специальным средствам" (400 "Доходы по специальным средствам").

Для условного примера выбран вариант, по которому, во-первых, медицинское учреждение - больница N 5 - не имеет лицензии на предоставление платных услуг и, во-вторых, осуществляет (условно) расчеты за предоставленные услуги с пациентами как непосредственно через кассу, так и через страховые компании в порядке безналичных расчетов.

Основные бухгалтерские проводкипо расчетам по предоставлению платных услуг медицинскими заведениями

Источник: http://cons.parus.ua/_d.asp?r=00IXEf382f0e18388f6690c985801f1427f14